Архитектура Нидерландов.

Период Возрождения XV-XVIвв.

В Нидерландах как и в Италии, раньше, чем в других странах Западной Европы начинает формироваться новый общественно-экономический уклад, в рамках которого зародилась культуру Возрождения. Подобно Италии на юге, города Нидерландов являлись сосредоточением экономической жизни западной и северной Европы.

Но пути эволюции художественной культуры и в частности, зодчества Италии и Нидерландов, оказались во многом отличными.

Города Нидерландов рано( уже к XIII в.) достигли огромного экономического значения прежде всего как торговые и промышленные и в упорной и длительной борьбе добились права на самоопределение. Особенно процветала морская торговля с Англией, Францией, Германией, скандинавскими странами и Русью. Располагались в устьях рек северо-западной Европы, эти города одновременно были связаны с внутриконтинентальными центрами европейских стран. Их важнейшие факторы- морская торговля, кораблестроение, рыболовство, сукноделие и другая промышленность, а также сельское хозяйство.

Крупнейшие города Фландурия- Брюгге, Гент, Ипр, Антверпен, Брюссель, Аувен, Голландия-Утрехт, Гаага и Амстердам.

Наивысшего расцвета города Нидерландов достигли в XIII- XIVвв.

В XVв.- нидерландские города - богатейшие в Европе. Громадные богатства щедро тратились на украшение городов, на строительство крупных сооружений.

В начале XVIв. вследствие династических браков. Нидерланды были присоединены к империи Габсбургов Карла V. Небольшая страна( 3 млн. человек) приносила Карлу V ежегодного дохода вдвое больше чем вся Испания вместе с ее заморскими владениями. Систематическое ограбление страны со стороны Испании, политическое бесправие привели в 1565 г. к революции и революционной войне, которая привела к освобождению северной части страны из-под испанского гнета.

Архитектура.

Уже в XIII-XIVвв. обнаружились сильные светские элементы. Грандиозные торговые ряды - свидетельство экономической мощи страны.

Ил-1.Карта Нидерландов.

Основные отличия нидерландского зодчества от Ренессанса Италии состоит в том, что Нидерланды не знали подлинного революционного поворота к новым образам, к новому языку архитектуры.

В XVв. и в значительной мере XVI в. развивалось по-прежнему в формах готики.

Что способствовало этому?

1.Отсутствие античных традиций.

2.Определенный консерватизм черт религиозно-рыцарских воззрений, замедливших прогрессивные тенденции.

 

Соотношение между культовым и светским зодчеством оставались в пользу второго. До середины XVIв. позиции позднеготической архитектуры оставались еще очень сильными. Но постепенно начинают проникать элементы Ренессанса, которые первоночально проявились в архитектуре малых форм. Вслед за тем в Нидерландах выписываются итальянские( или учившиеся в Италии) архитекторы, которые сооружают главным образом дворцовые постройки правителей и дома для знати. Возникает интерес к теории архитектуры, приводятся труды Витрувия и Серлио. К середине XVIв. Создались предпосылки для более широкого внедрения классического стиля в архитектурную практику. Принципы архитектуры Возрождения нашли свое воплощение преимущественно в светских постройках-дворцах и ратушах. Что касается традиции готики, то они сохранялись еще долгое время, продолжая существовать даже в XVII в. часто своеобразном слиянии с формами барокко и классицизма.

 

Строительные материалы.

На юге страны имелись богатые залежи хорошего строительного камня. Благодаря развитой системы водных путей камень легко доставлялся в различные пункты страны. Нидерландские мастера каменных дел славились в Европе и нередко работали за рубежом.

В северных областях основным строительством материалом был кирпич. Как и в других прибалтийских странах в городах побережья, кирпич в сочетании с белым камнем или без него издавна широко применялся в самых разнообразных типах культовых и светских построек. Высокий уровень грунтовых вод требовал особого внимания к фундаментам; очень широко были распространены свайные основания.

 

Градостроительство.

В XV-XVIIвв. общий облик Нидерландских городов мало чем отличался от облика средневековых городов этой страны. В основном сохранялась планировка города прежних времен. По прежнему множество городских построек тесно группировались внутри городских стен, а в силуэте города важную роль играли начатые в предшествующую эпоху, но завершавшиеся обычно в XV-XVI вв. башни соборов и церквей. Главной площадью города оставалась рыночная площадь, на которой размещалась ратуша, а также гильдейские и цеховые дома. Города имели развитую сеть каналов.

Ил-2. Антеверпен. Гран-плас. Цеховые дома XVIв.

В основной городской застройке преобладали тесно прижатые друг к другу жилые дома с узкими фасадами, завершавшимися высокими треугольными либо ступенчатыми фронтонами. Дома были узкими в две-три оси, 2-3-4 этажах с высокой кровлей. Первый этаж отводился для лавки ( или мастерской) и для кухни; в верхних этажах располагались жилые помещения и склад. Узкие уличные и дворовые фасады приводили к необходимости сильно вытягивать здания в глубину.

Особенность жилых домов- весьма широкие оконные проемы, забранные частыми переплетами. Величина проемов и обильное застекление фасадов были призваны освещать большую глубину помещений только через фасадные окна.

 

Гильдейские и цеховые дома.

Ил-3. Брюссель. Цеховые дома на Гран-плас. XVIIв.

Особо важное место в нидерландской архитектуре заняли гильдейские и цеховые дома сочетавшие в себе общественное и жилое назначение. Они служили членам городских корпораций - преимущественно патрициату и зажиточному бюргерству- для собраний и празднеств. В основу внешней архитектуры цехового дома положен образ бюргерского жилого дома, но с соответственным увеличением размеров и богатства архитектурных форм. Весь фасад кажется огромной стеклянной решеткой. Простенки между окнами часто украшались резьбой, фронтоны- волютами, обелисками и медальонами. В самой верхней точке фронтона обычно устанавливалась статуя.

 

Ратуши( здания городского самоуправления)

Этим зданиям среди общественных построек эпохи Возрождения принадлежало главное место.

Ратуши возводились на главной городской площади, и являлась ее доминантой. При всех отличиях в отдельных сооружениях этого типа строители их следовали некоторым общим принципам. Ратуша, прежде всего, была местом собраний городского совета, и главным помещением в ней являлся предназначенный для официальных церемоний зал собраний, отличавшийся очень крупными размерами и богатством отделки. Этот зал обычно располагался на втором этаже. Кроме того, в здании ратуши помещалась муниципальная канцелярия, архив, казначейство, и иногда городской суд.

Ил-4. Брюгге. Ратуша. 1376-1421 гг.

Одна из первых ратуш в Нидерландах. По своим стилевым формам еще не выходит за рамки средневековой архитектуры. Здесь еще очень сильны готические традиции.

Ил-5.Брюссель. Ратуша. 1401-1455 гг.

Зодчие: Якоб ванн Тинен

Ян ванн Рейсбрук

Совершенно иной вариант, знаменует важный шаг вперед в эволюции этого типа. Его значительность состоит в том, что образный замысел представляет собой творческое повторение старого типа городских торговых рядов, увенчанных монументальной башней.

Ее отличают монументальность, огромный масштаб сооружения. Имеет три очень высоких этажа, завершенных высокой крутой кровлей с четырьмя огромными пинаклями по углам. По центру здание увенчано необычно высокой стройной башней, высота которой равна 96 м. Так как строительство ратуши велось по частям и на протяжении длительного времени, то были допущены некоторые отклонения от первоначального проекта: башня оказалась несколько смещенной от средней оси фасада, а уровни верхних этажей в правой и левой частях фасада не совпадают . Нижний этаж ратуши решен в виде арочной галереи- мотив, также восходящий к зданиям городских торговых рядов, но здесь уже лишенный функциональной обоснованности, так как торговых помещений в ратуше не было и аркада выполняла декоративные функции. Два верхних этажа в изобилии насыщены скульптурными элементами. Превосходя высотой своей башни монументальные церковные сооружения, ратуша играла решающую роль в формировании центра Брюсселя не только в эпоху Возрождения, но и в последующие столетия.

Проникновение в нидерландскую архитектуру мотивов итальянского Ренессанса началось с произведений малых форм, а по времени этот процесс можно отнести к первой половине XVIв. К середине XVIв. новый стиль уже находит более зрелое выражение в самых монументальных и идейно-значительных произведениях нидерландской архитектуры- в зданиях ратуш.

Ил-6. Антверпен. Ратуша,1561-1565 гг. Архитектор Корнелис Флорис.

Это самое главное сооружение нового стиля. Имела такое же значение для развития архитектуры Нидерландов в XVIв. как и ратуша в Брюсселе в зодчестве XVв.

В плане ратуша представляет растянутое вширь каре с узким внутренним двором. Фасад в четыре этажа с повышенной центральной частью.

Ратуша занимает целиком одну из сторон главной площади города.

Ил-7. Антверпен. Ратуша. Главный фасад.

Фасад в четыре этажа с повышенной центральной частью. Архитектурные формы центрального массива занимают всего три, но зато очень широкие оси, даны в более крупном масштабе, нежели в боковых крыльях. Архитектурные формы боковых частей фасада отличаются ясностью и простотой. Их основной мотив- ордер пилястр: во втором этаже тосканских, в третьем- ионических. Необычен меньший по высоте четвертый балконный этаж, отделенный от нижних этажей слегка выступающей за плоскость фасада балюстрадой.

В целом это сооружение воспринимается как памятник могущества Антверпена и свидетельство величия Нидерландов.

Ил-8. Гаага. Ратуша,1564 г.

Эта постройка соединяет в себе и влияние Флориса и в тоже время она сохраняют присущую старонидерландским постройкам свободную ассиметрию в компоновке объемов с подчеркнутым выделением высокой башни. Общий силуэт здания, увенчанного очень высокой кровлей, его пропорции, так же как и отдельные детали, напоминают более ранние памятники.

Чрезвычайно важны для нидерландской архитектуры сооружения утилитарного характера: торговые ряды, здания складов, городских весов и другие постройки подобного рода, особенно ярко отражающие специфические черты облика нидерландских городов.

Лучшим образцом зодчества северных Нидерландов в постройках такого рода может считаться здание городских весов в Алькмарке( 1582 г.)

Ил-9. здание городских весов в Алькмарке( 1582 г.)

Созданное в период освоения новых форм ренессанского зодчества, уже с использованием классических архитектурных форм ( между окнами 2- этажа помещены рустованные пилястры тосканского ордера, рустованные пилястры других ордеров- ионического и коринфского- членят ярусы фронтона. Такое решение вносит в композицию фасада необходимую логику и единство. Применение кирпича в сочетании с белым камнем сообщает фасаду одновременно и тектоническую и декоративную выразительность.

Ил-10. Другой вид постройки утилитарного характера- мясные ряды в Гарлеме, 1601-1603 гг. Архитектор Ливен де Кей.

Выводы.

Двухвековая эволюция зодчества Нидерландов эпохи Возрождения имела большое значение для развития ее архитектуры в последующем XVIIв. Именно в эту эпоху были созданы основные типы сооружений и вырабатаны конструктивные приемы, широко применявшиеся впоследствии, особенно в гражданском зодчестве.