Раунды и результаты многосторонних тарифных переговоров стран-участниц ГАТТ

Время перегово­ров Место переговоров Число стран-участниц Масштабы уступок
1947г.   Женева   10,0
1949г.   Анмеси (Франция)  
1950-1951 ГГ.   Торкве (Великобритания)  
1956г.   Женева   2,5
1960-1961 ГГ.   Женева (Диллон раунд)   4,9
1964-1967 гг.   Женева (Кеннеди раунд)   40,0
!973-1979гг.   Женева (Токио раунд)   155,0
1986-1993 гт. Женева (Уругвайский раунд) 3700,0*

*. По оценке американских экспертов. 2700 млрд. долл. США приходилось на тарифные уступки в торговле товарами и 1000 млрд. долл. США - на уступки в торговле услугами.

Во-первых, в 60-х годах ускорился научно-технический прогресс, результаты которого широко использовались в производстве и сфере услуг, особенно на транспорте и в области международной связи. Все это создавало благоприятные предпосылки для бы­строго развития мировой торговли.

Во-вторых, в условиях сосуществования с «соперничающей» многосто­ронней торговой организацией - Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), созданной в середине 1964 г., в рамках ГАТТ активизировалась деятельность по приему новых членов. Таким образом, все большее число стран принимало и выполняло взятые обязательства в отношении снижения и отмены пошлин.

В-третьих, накопленный опыт переговоров в рамках ГАТТ, позволил его участникам использовать более эффективную процедуру либерализации: стра­ны договаривались о размере линейного, т.е. сплошного, снижения пошлин (вместо согласования тарифных уступок по отдельным товарам). Такая проце­дура в сочетании с применением формулы, когда высокие пошлины сокраща­ются в наибольшей степени, дала возможность увеличить масштабы снижения таможенных тарифов. В частности, в итоге шестого раунда переговоров (май 1964 г. - июнь 1967 г.) пошлины были снижены в течение последующих пяти лет в среднем на 35%-37%.

Необходимо также отметить, что в рамках ГАТТ в ноябре 1967 г. был учрежден новый орган - Комитет по торговым переговорам между развиваю­щимися странами. Результатом его деятельности явилась договоренность 16 развивающихся стран в октябре 1971 г. о взаимных тарифных уступках по 300 товарным позициям, суммарная стоимость международной торговли которыми составляла примерно 500 млн. долл. [49 с.76]. Тем самым был создан прецедент со­трудничества развивающихся стран в области либерализации торговли.

Итогом седьмого раунда переговоров в рамках ГАТТ (сентябрь 1973 г. - ноябрь 1979 г.) явилась договоренность о снижении пошлин в течение после­дующих восьми лет в целом примерно на 34 %. Участники переговоров также договорились о снижении пошлин и отмене других барьеров в торговле тропическими товарами, экспортируемыми развивающимися странами, в част­ности, на чай, кофе, какао и специи. Особенностью седьмого раунда переговоров является использование но­вой формы либерализации торговли: заключение отраслевого соглашения о полной отмене тарифных барьеров между группой заинтересованных, преиму­щественно индустриально развитых стран, на продукцию самолетостроения. Таможенные пошлины в данном секторе торговли утратили регули­рующие функции и стали обременять непосредственных поставщиков допол­нительными сборами. Общая стоимость тарифных уступок в результате седьмого раунда пере­говоров увеличилась более чем в три раза по сравнению с предыдущим раундом. Это связано с увеличением вдвое числа стран-участниц переговоров, использова­нием нового метода снижения пошлин и их отмены в секторе самолетострое­ния, а также, видимо, с повышением мировых цен.

Восьмой раунд переговоров (сентябрь 1986 г. - декабрь 1993 г.) завершился договоренностью о снижении пошлин в течение последующих пя­ти лет в среднем более чем на треть. Кроме того, страны-участницы переговоров согласились отменить тарифы на бумагу и бумажные изделия, фармацевтические товары, строительное и сельскохозяйственное обо­рудование, мебель для офисов, игрушки, пиво и ряд алкогольных напитков.

Большая стоимость уступок в итоге последнего раунда связана, помимо упомянутых выше факторов, с распространением уступок впервые на торговлю услугами. В итоге доля беспошлинных позиций в таможенных тарифах удвои­лась - с 22 % до 44 %.

Таким образом, после восьми раундов многосторонних переговоров средний уровень пошлин на промышленные товары, составлявший в странах-участницах ГАТТ в 1948 г., как отмечалось, 40-45 %, снизился к концу века примерно до 4 %.

Нельзя не упомянуть и о том, что уменьшилось фискальное значение та­моженных пошлин, являвшихся в прошлом одним из основных источников по­ступлений в государственный бюджет. Средством удовлетворения финансовых потребностей правительств все больше становились внутренние налоги, а прежняя тесная связь между ресурсами казны и уровнем таможенных тарифов утратилась. Все это говорит о том, что снижение таможенного обложения импорта приобрело необратимый характер.

Снижение таможенных пошлин на многосторонней основе не означает также отказ стран от протекционистской торговой политики. Регулирование импорта правительствами по-прежнему осуществляется, но преимущественно с помощью различных нетарифных средств, используемых в отношении срав­нительно узкого круга определенных товаров. Достигнутые в итоге седьмого и восьмого раунда переговоров договоренности предусматривают правила при­менения нетарифных мер, ограничивающие произвол в этой области.

Либерализация международной торговли в рамках региональных эко­номических объединений с ее дискриминационной особенностью развивается параллельно с либерализацией на основе многосторонних договоренностей, и оба процесса, как представляется, стимулируют друг друга. Региональная ли­берализация охватывает не только тарифные, но и нетарифные ограничения импорта. Общее число региональных экономических соглашений, по данным сек­ретариата ВТО, на конец 1996 г., достигает 144, из которых 80 считаются дей­ствующими. В результате почти каждая страна стала участницей того или ино­го регионального экономического объединения. В рамках объединений, на до­лю которых приходится примерно 2/3 мировой торговли, уровень либерализа­ции взаимной торговли участников значительно выше, чем это достигнуто многосторонними договоренностями. Однако последнее не значит, что регио­нальная торговля уже стала полностью свободной от протекционистских огра­ничений.

Системы преференций в пользу развивающихся стран можно рассмат­ривать как продолжение политики либерализации международной торговли, ориентированной на определенные ее сегменты. Речь идет о двух таких систе­мах: об Общей системе преференций и Глобальной системе торговых префе­ренций. В первой системе развитые страны участвуют в качестве доноров, а развивающиеся - в качестве получателей тарифных льгот, т.е. либерализация осуществляется в одностороннем порядке, на невзаимной основе, а во второй -донорами и получателями тарифных и нетарифных льгот выступают разви­вающиеся государства. В создании обеих этих систем важную роль сыграла ЮНКТАД.

Послевоенная либерализация международной торговли благоприятствовала ее сравнительно быстрому развитию, опережающему, по темпам роста произ­водство. С 1950 г. по 1998 г. мировой экспорт, по данным ВТО, увеличился в 18 раз, тогда как производство - в 6,5 раза. Поскольку либерализация охватила преимущественно торговлю промышленными товарами, это также сказалось на динамике торговли. Мировой экспорт указанных товаров увеличился за 1950-1998 гг. в 34 раза, тогда как промышленное производство – всего лишь в 9 раз – [49, с. 79].

Анализ процесса либерализации международной торговли, который сопровождался созданием наднациональной системы регулирования международных отношений, свиде­тельствует о значительных изменениях в протекционистской политике, повли­явших на соотношение между основными средствами регулирования импорта.

Во-первых, следует отметить сравнительно большие масштабы либера­лизации, которая существенно уменьшила объем традиционных протекциони­стских средств. В основе процесса либерали­зации лежат глубинные долговременные тенденции в развитии производитель­ных сил преимущественно в странах, являющихся основными участниками международной торговли: научно-технический прогресс и усиление позиций ТНК на мировом рынке.

Во-вторых, таможенные тарифы, охватывавшие ранее большую часть товарной номенклатуры, в течение нескольких последних десятилетий были отменены или снижены в такой степени, что утратили прежнюю роль основного средства протекционистской политики. В рамках многих региональных экономических объединений таможенные пошлины ликвидированы полностью.

В-третьих, защита отечественной промышленности сконцентрировалась главным образом на нетарифных средствах, в значительной степени сравнительно новых и завуалированных под различные технические и другие необхо­димые требования, а также под таможенные процедуры.