Государственной противопожарной службы
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
Санкт-Петербургский институт
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
5 октября 1906 года (18 октября по новому стилю) в столице Российской империи — Санкт-Петербурге были торжественно открыты Курсы пожарных техников. Это было первое в России и одно из первых в Европе учебное заведение подобного профиля. Именно с его создания и берет свое начало Санкт-Петербургский институт Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Решение о создании специализированного учебного заведения пожарного профиля вынашивалось достаточно долго. Обеспокоенная ростом числа пожаров и убытков от них пожарная общественность России на своих съездах в Нижнем Новгороде и Москве требовала создания пожарного учебного заведения. На основе доклада подготовительной противопожарной комиссии, избранной Городской Думой Санкт-Петербурга было принято решение о создании Курсов пожарных техников.
Заведующим курсами был назначен инженер-технолог Павел Казимирович Яворовский – талантливый организатор и педагог. С первых дней существования курсов преподаванием на них занималось пять профессоров и целый ряд известных в столице инженеров. Учебная программа курсов, была рассчитана на двухлетний срок обучения. Кроме достаточного количества помещений для занятий, курсы имели неплохую библиотеку и музей, в котором за короткий срок было собрано более двух тысяч экспонатов.
Слушатели изучали устройство пожарных машин, теорию горения, электротехнику, физику, математику, иппологию и т.д. С ними проводились практические занятия по химии, оказанию первой медицинской помощи, ремонту пожарной техники и т.д. Обязательной была служба в учебной пожарной команде. Летом слушатели проходили практику в пожарных частях Санкт-Петербурга, либо в сельской местности. Преподаватели и слушатели проводили значительную научную работу, издавали учебные и учебно-методические пособия, по которым в течение двух десятилетий училась вся пожарная охрана России. Таким образом, было положено начало профессиональному пожарному образованию в России. Выпускники курсов направлялись на работу в различные губернские ведомства России на должности брандмейстеров городских пожарных частей, инструкторов и организаторов пожарного дела.
После Октябрьских событий 1917 года было принято решение о реорганизации Курсов пожарных техников, которое последовало в феврале 1918 года. На их базе было создано пожарно-техническое училище, которое до 1924 года готовило красных брандмейстеров.
В декабре 1924 года начал свою работу Ленинградский пожарный техникум (ЛПТ). В течение достаточно длительного времени это было единственное учебное заведение, которое готовило специалистов для самостоятельной работы в крупных городах, на различных промышленных объектах в должностях ответственных руководителей пожаротушения, организаторов тушения пожаров и пожарного просвещения на местах.
Наряду с подготовкой пожарных специалистов, техникуму вменялось в обязанность заниматься обобщением и систематизацией пожарно-технических знаний, оформлением их в отдельные учебные дисциплины. В техникуме трудились квалифицированные педагоги — профессора И.И. Видлим, Б.Г. Тидеман, Б.Т. Орловский, опытные профессионалы Л.Л. Кальм, Н.П. Требезов и другие. Именно ими были созданы первые отечественные учебники, по которым впоследствии обучались все пожарные специалисты страны.
На период военного времени 26 нюня 1941 года техникум был переименован во 2-ю пожарно-техническую Школу ВПО НКВД СССР с годичным сроком обучения. В связи с начавшейся блокадой города 20 сентября 1941 года школа была временно расформирована. Но даже за столь короткий период существования личный состав школы принимал активное участие в тушении пожаров в городе, особо отличившись на пожарах на продовольственных складах им. А.Е. Бадаева, в Морском торговом порту, в госпитале на Суворовском проспекте, Пулковской обсерватории. Стоит особо отметить, что тушение этих пожаров проходило под постоянными обстрелами и бомбардировками. В мае 1944 года, после полного снятия блокады, занятия в пожарно-технической школе были возобновлены. Самое активное участие личный состав школы принимал в восстановлении Ленинграда. Особенно активно участвовали они в восстановлении Московского района, что не раз отмечалось в решениях районных и городских властей. В сентябре 1946 года Ленинградская 2-я пожарно-техническая школа получила название — Ленинградское пожарно-техническое училище.
В ЛПТУ более 35 лет подготавливались руководящие кадры для пожарной охраны Венгрии, Монголии, Кореи, Кубы, Болгарии, Афганистана, Гвинеи-Бисау, Йемена, Вьетнама. Всего коллектив училища подготовил более 1000 специалистов из зарубежных стран, а пожарная охрана нашей страны получила более 30 тысяч специалистов, которых отличали не только высокие профессиональные знания, но и беспредельная преданность профессии пожарного и верность присяге.
Учебный процесс в училище всегда тесно увязывался с боевыми задачами будущих руководителей пожаротушения. И это давало свои положительные результаты. Так с октября 1957 года, когда была учреждена медаль «За отвагу на пожаре» большая группа работников и выпускников училища была удостоена этой высокой награды.
В 1977 году медалью «За отвагу на пожаре», были посмертно награждены курсанты Ленинградского пожарно-технического училища М.Б. Жуков, Ю.Б. Малышев, В.А. Иванов, которые своей жизнью заплатили за спасение многих людей из горящего поезда Москва–Ленинград. Об этом событии снят художественный фильм «34-скорый».
Спасая людей из горящей гостиницы «Ленинград» в феврале 1991 года, пали смертью храбрых выпускники ЛПТУ майор внутренней службы С.Г. Капитонов и старший лейтенант внутренней службы В.А. Самойлов. Оба посмертно были награждены орденом Красной Звезды.
В настоящее время заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий является выпускник ЛПТУ МВД СССР 1974 года генерал-полковник внутренней службы Е.А. Серебренников.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации Государственная противопожарная служба стала составной частью Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий. В связи с этим возникла необходимость увеличения корпуса высококвалифицированных инженеров, специалистов для спасательных служб и Государственной противопожарной службы. Благодаря активному участию Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий генерал-полковника Сергея Кужугетовича Шойгу и учитывая огромный опыт и традиции учебного заведения Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2002 года был создан Санкт-Петербургский институт Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий
Начальником института назначен доктор технических наук, доктор военных наук, профессор полковник внутренней службы Владимир Сергеевич Артамонов.
Институт - самостоятельное высшее учебное заведение, реализующее программы высшего профессионального образования, а также образовательные программы послевузовского профессионального образования, осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов Государственной противопожарной службы для МЧС России. В состав института входят шесть факультетов: пожарной безопасности, заочного обучения, первоначальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, подготовки научно-педагогических кадров, подготовки специалистов для зарубежных стран, факультет, осуществляющий обучение на платной основе.
Сегодня на семнадцати кафедрах института трудится более ста докторов, и кандидатов наук, члены-корреспонденты и академики различных Российских научных академий, более ста двадцати сотрудников имеют ученые звания профессоров и доцентов. В 2003 году начинают активную деятельность созданные диссертационные советы на соискание звания кандидата наук и доктора наук по техническим и юридическим специальностям.
Институт имеет право осуществления образовательной деятельности по программам высшего профессионального образования по специальностям: «пожарная безопасность», «юриспруденция», «бухгалтерский учет, анализ и аудит» и «психология», в том числе и на платной основе. Послевузовское образование включает возможность обучения в аспирантуре и докторантуре по техническим и юридическим специальностям.
Коллективом ученых и преподавателей разрабатываются новейшие системы и средства автоматической противопожарной защиты наиболее серьезных объектов Северо-Запада России: Санкт-Петербургский метрополитен, целлюлозно-бумажный комбинат в городе Светогорске, крупнейшее в Европе нефтеперерабатывающее производственное объединение «Киришинефтеоргсинтез», Ленинградская атомная электростанция. Нештатный центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций от пожаров и их последствий осуществляет научную деятельность по различным направлениям. Учеными и преподавателями института большое внимание уделяется вопросам безопасности труда пожарных, снижению уровня травматизма, решению экологических проблем, исследованию вопросов профессионального риска, в институте ведется разработка новых каталитических нейтрализаторов, безопасных и эффективных смесевых горючих для пожарной техники.
В целом в Санкт-Петербургском институте Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий созданы все условия для подготовки специалистов, как для Государственной противопожарной службы, так и для МЧС России в целом.
Содержание
I. | ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ | |
II. | СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
Тема 1. Основы охраны труда в Российской Федерации | ||
Тема 2. Условия труда пожарных | ||
Тема 3. Методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов | ||
Тема 4. Материальные затраты на охрану труда | ||
Тема 5. Особенности обеспечения безопасных условий труда в Государственной противопожарной службе МЧС России | ||
Литература и средства обучения | ||
III. | КУРС ЛЕКЦИЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
Тема 1. Основы охраны труда в Российской Федерации | ||
1. | Основные понятия и термины, применяемые в охране труда | |
2. | Законодательные и нормативные основы охраны труда в Российской Федерации | |
2.1. | Государственная политика в области охраны труда в России | |
2.2. | Законодательные документы, определяющие правовые основы охраны труда | |
2.3. | Нормативные документы по охране труда | |
2.4. | Органы государственного надзора и контроля по охране труда | |
2.5. | Ответственность за нарушения законодательных актов и нормативных документов по охране труда | |
3. | Вредные вещества | |
Литература | ||
Тема 2. Условия труда пожарных | ||
1. | Факторы, формирующие условия труда пожарных | |
2. | Психофизиологические особенности труда пожарных | |
3. | Тяжесть труда пожарных. Оценка условий труда | |
4. | Последствия работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций | |
Литература | ||
Тема 3. Методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов | ||
1. | Средства индивидуальной защиты (СИЗ): назначение, классификация | |
2. | Влияние шума и вибраций на человека и защита от их воздействия | |
3. | Электросиловые установки и электрифицированный инструмент: обеспечение безопасности при их эксплуатации | |
4. | Меры безопасности при техническом обслуживании и текущем ремонте пожарных автомобилей | |
Литература | ||
Тема 4. Материальные затраты на охрану труда | ||
1. | Планирование и финансирование работ по охране труда | |
2. | Координация и стимулирование работ по охране труда | |
3. | Организационно-управленческие и технические решения в области работ по охране труда | |
4. | Затраты на мероприятия по охране труда | |
5. | Методика оценки эффективности затрат на охрану труда | |
Литература | ||
Тема 5. Особенности обеспечения безопасных условий труда в Государственной противопожарной службе МЧС России | ||
1. | Техника безопасности и обучение пожарных безопасным приемам труда | |
2. | Тренировки газодымозащитников | |
3. | Тренировки на пожарном полигоне и огневой полосе психологической подготовки | |
4. | Техника безопасности при ведении боевых действий: выезд и следование на пожар, разведка пожара, спасание людей и имущества, боевое развертывание, тушение пожара | |
5. | Разработка и оформление инструкций по охране труда | |
Литература | ||
IV. | Примерная тематика рефератов по учебной дисциплине | |
Информационная справка |
МОТОРИН ВЛАДИМИР БОРИСОВИЧ
доктор социологических наук, профессор