Прообраз политической рекламы в народных зрелищах XVIII века

Петр I упразднил патриаршество, а вместе с ним и ряд традицион­ных шествий. Теперь народ призваны были развлекать масленичный и святочный маскарады, новогодние фейерверки, триумфальные тор­жества, связанные с победой и благополучным заключением мира. Организация монархами подобных торжеств для самой широкой аудитории была, в первую очередь, ориентирована на повышение сво­ей популярности, на поддержку «простым народом» осуществляемой политики.

С не меньшей изобретательностью готовились при Петре I, а затем — при Екатерине II маскарадные шествия, в которые также включались элементы политической рекламы — утверждение могущества самодер­жавия. Перекликаясь с западноевропейскими карнавальными шествиями, такие зрелища создавали атмосферу всеобщной праздничности, в ко­торой «на время игра становилась самой жизнью».

К написанию пояснительных текстов, афиш и летучих листков, по­священных различным аспектам празднества, привлекались «лучшие перья и умы» Славяно-греко-латинской академии. В различное время эти задачи исполняли префект академии Иосиф Туробойский, ректор Феофилакт Лопатинский, вице-президент Святейшего синода Феофан Прокопович и другие верховные идеологи. В период царствования Ели­заветы Петровны к этой деятельности привлечен и глава новообразо­ванного Московского университета М. В. Ломоносов.

Екатерина II открыла счет пышным народным празднествам с дней своей коронации в Москве в сентябре 1762 года. После коронации императрица из Первопрестольной долго не уезжа­ла, провела в ней всю зиму, а на масленицу даровала населению сто­лицы грандиозный маскарад, длившийся три дня. Его разработчиком и координатором был придворный актер Ф. Г. Волков. Маскарад име­новался «Торжествующая Миневра». В нем участвовало более 4-х ты­сяч человек. В печатном «изъяснении» говорилось, что в зрелище «изъявится гнусность пороков и слава добродетели».

Шествие было построено по принципу антитезы: сначала двигались сатирически маскированные личины, означавшие всевозможные поро­ки, а завершалась их череда — аллегориями добродетели под общим руководством богини мудрости Миневры, олицетворявшей, конечно же, императрицу. Все это произвело огромное впечатление на широчайшие круги мос­ковских жителей от мала до велика. Подобные демонстративные про­цессии — чрезвычайно эффективное средство рекламирования идей, конфессий, политических деятелей.

Русские самодержцы XVIII века использовали наглядно-демонст­ративные формы популяризации своих успехов не только в пределах Отечества. По случаю Полтавской победы 1709 года русскому послу в Голландии Петр поручил провести фейерверк в Амстердаме. С похо­жими целями использовались гравированные подносные листы. Их в честь своих побед Петр I заказывал талантливым граверам братьям Ивану и Алексею Зубовым. Некоторые гравированные изображения, например, победа русского флота при мысе Гренгам, подносились ино­странным послам как напоминание о могуществе российского оружия. Подобные листы выполняют наряду с общеэсте­тической, мемориальной, также и функцию политической рекламы.