Источники права

1. Понятие источника или формы права.

2. Виды источников права.

3. Основные источники права в мире и в РФ.

4. Пределы действия НПА во времени, пространстве и по кругу лиц.

(1)

Со второй половины 19 века начинается полемика относительно появления права, откуда его черпают, в какой форме выражается. Г.Ф. Шершеневич называл 5 источников права:

1) закон;

2) сила, творящая право;

3) материалы, заложенные в основу того или иного законодательства;

4) исторические памятники (Русская правда, 1047 год);

5) средства познания действующего права (например, иногда говорят, что право появилось из закона).

Каждый ученый акцентировал внимание на свойствах права (признаках).

Признаки:

· государственная воля

· формальная определенность

Одни акцентировали внимание на государственной воле, другие на формальной определенности права.

Мы будем говорить об источниках (формах) права.

Источники подразделяют на материальные (экономические условия жизни), политические (государство, как основной источник права), социальные (многообразие состава общества и его благополучие), идеальные (те философско-правовые доктрины, которые легли в основу той или иной системы права).

Выделяют источник права в формально-юридическом смысле – различные способы выражения норм права. Формальные источники являются носителями информации о правилах и моделях поведения.

Таким образом, в современной теории права преодолены противоречия между сторонниками подхода источников права, и те и другие понимают, как внешнюю форму объективирования и выражения права в НПА.

 

(2)

1. Законы и подзаконные НПА, которые принимаются полномочными госорганами или всенародным голосованием.

2. Обычаи, обыкновения и традиции, сложившиеся в экономической социальной и политической жизни.

3. Судебные прецеденты или иная правотворческая деятельность судебных органов.

4. Религиозные книги, трактаты, священные писания.

5. Договоры НП содержания (международные договоры, ратифицированные государством; внутригосударственные договоры).

6. Правовые доктрины (это философско-правовые учения).

7. Общепризнанные принципы и нормы международного права.

Это 7 основных источников (форм) права, используемых в мировой практике. В РФ используются не все.

Правовой обычай.

Считается первым источником права.

Это исторически сложившееся, в силу многократного применения, правило поведения ставшее общеобязательным и обеспечиваемое принудительной силой государства. Там, где обычное право является основным источником права, то совокупность этих обычных прав образует правовую семью (в первую очередь это относится к африканским гос-ам). Обычаи формировались в процессе жизненной практики. Считается, что первым возникло право, а не государство, в виде обычаев (появились как первые социальные регуляторы поведения людей). Мальцев, Туманов поддерживают эту точку зрения.

Правовой обычай используется и в романо-германской, англо-саксонской и иных правовых семьях. У нас в ГП (ст.105), прописан в кодексе торгового мореплавания, в консульском кодексе. КП – первое заседание Госдумы открывает самый старейший по возрасту депутат (В.И. Долгих – открывал последний раз).

Договор нормативного содержание (договорное право).

Отношение к договору, как к источнику права складывалось ещё в античности. В то время римские юристы рассматривали консенсус, договоренность между сторонами, как универсальный правообразующий фактор.

С позиции современной теории права, нормативный договор представляет собой соглашение между сторонами путем учреждения взаимных прав и обязанностей. Т.е. это такой договор, который содержит нормы права.

К таким относятся международные договоры, также внутригосударственные договоры.

Приоритетным не только в международном, но и в конституционном, трудовом праве (т.е. в частном, а не только в публичном праве).

Юридическая доктрина (или философско-правовое учение).

-----теории и мнения юристов имели значение как источники права уже на раннем этапе развития государственности. В частности, в 4-5 вв н.э. был принят специальный закон, согласно которому учение известным в то время римских юристов (Гай, Ульпиан, Яволэн, Павел и пр.) признавались обязательными при принятии решения судьями. Судьи были обязаны перед принятием решения ознакомиться с учением этих юристов.

Важное значение ПД имеют в мусульманской правовой семье; наряду со священными книгами используются ПД.

В Китае учение Конфуция, Лао Цзы.

У нас ПД не используется в качестве источника права.

Судебные прецеденты.

Палата Лордов, Высший апелляционный суд, Верховный суд.

В РФ судебный прецедент не признается как источник права. Это документы правовые, но не нормативные.

НПА как основные источники права континент правовой семьи.

НАП – это изданный в установленном порядке акт управомоченного органа гос. власти, органа местного самоуправления или должностного лица, в котором устанавливаются правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, и рассчитанный на неопределенное количество случаев применения.

Принятие НПА происходит в установленном законе порядке.

С точки зрения права НПА является наиболее совершенным источником права.

В РФ.

Не все являются источника ми права. В системе источников, закрепленных в К, главное место занимает сама К – основной закон. Включаются законы, подзаконные НПА – они составляют звеновой? Хребет. Все вместе они называются НПА. НПА характеризуются:

· содержат нормы, рассчитанные на неопределенный круг лиц и на неопределенное количество случаев применения;

· все они являются письменным документом;

· НПА является результатом правотворческой деятельности государства, его органов и должностных лиц;

· принимаются с соблюдением определенных процедур;

В НПА выделяют законные и подзаконные акты.

Законные:

1) принимаются высшим органом гос власти или в порядке референдума;

2) ему присуща высшая юридическая сила и верховенство относительно иных источников права;

3) регулирует наиболее важные общественные отношения;

4) закон принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке.

Законы бывают конституционные (в первую очередь сама К; законы, принятие которых предусмотрено конституцией, т.е. ФКЗ; законы, которые вносят дополнения и изменения в конституцию) и обыкновенные законы (кодифицированные, которые принимаются в виде кодексов; текущие, которые принимаются на значительное кол-во времени). Общефедеральные и субъектов РФ.

Подзаконные акты, должны быть основаны на законе и не должны ему противоречить.

Это НА Президента РФ (указы), Правительства (постановления и распоряжение), федеральных исполнительных органов, министерств, служб, агентств (приказы и инструкции). На уровне субъектов РФ действуют законы, акт президентов (где они есть), постановления правительств (республик), органов власти краев, областей, автономных областей, округов. а также городов федерального значения.

В соответствии с ФЗ об общих принципах местного самоуправления, соотв НА могут издавать и муниципальные образования или органы местного самоуправления. Особый круг составляют корпоративные нормы (или локальные) – это акты, издаваемые в пределах хозяйствующих субъектов (ОАО, ООО, ЗАО, общественных объединений).

 

Правотворчество.

 

Деятельность спец уполномоченных субъектов, госорганов, по созданию, изменению или отмене норм права. Это организующая юридически значимая деятельность, целью которой является нормативная регламентация общественных отношений, т.е. посредством этой деятельность происходит упорядочение общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании, их нормативная фиксация (т.е. закрепление норм права) и тем самым обеспечивается развитие этих отношений и их правовая защита.

Правотворчество – это всегда деятельность спец уполномоченных властных субъектов (не все властные субъекты, а именно уполномоченные). Это народ (референдум). Законодательные органы гос.власти (парламент, а России Федеральное Собрание, парламенты субъектов РФ, органы исполнительной власти. Правотворческой деятельностью могут заниматься и негосударственные субъекты, если они уполномочены государством (это органы местного самоуправления – у них есть право на законное правотворчество, в соотв. с К они не входят в систему органов гос. власти). Государственные организации, государственные учреждения (локальные НПА: устав ТГУ).

Как и любая другая деятельность, правотворчество осущ-ся на основе определенных принципов (основополагающих, руководящих начал, в соответствии с кот происходит формирование, изменение или отмена норм права).

· Законность - требование строго и точного соблюдения предусмотренного законом процессуальной формы принятия НПА.

Также предполагает соблюдение требования иерархии НПА (каждый субъект правотворчества может и должен принимать только акты определенной юридической силы). Акты нижестоящих органов не могут противоречить актам вышестоящих. Акты органов представительной власти не могут противоречить актам органов законодательной (представительной) власти.

· Преемственность правотворческой деятельности – последовательность, логичность в принятии НПА.

· Непротиворечивость – НПА должны взаимодополнять, соответствовать и не должны противоречить.

Проблема соответствия НПА друг другу.

· Профессионализм правотворчества – заниматься данной деятельностью должны профессионалы. К разработке, обсуждении законов должны привлекаться профессионалы в данной деятельности.

· Гласность – не может быть тайной для общества. Общество должно быть информировано в принятии НПА, они должны иметь возможность участвовать в обсуждении, по крайней мере, наиболее значимых НПА.

· Научность – осуществление правотворчества на строго научной основе, в соответствии с теми положениями, которые выработаны юр наукой. К разработке должны привлекаться представители юридической научной общественности. Перед принятием НПА должны пройти научную экспертизу.

 

Формы правотворчества.

Формы правотворчества можно классифицировать по нескольким основаниям.

1. В зависимости от субъекта правотворческой деятельности:

ü непосредственное правотворчество народа;

ü правотворчество органов гос. власти

ü делегированное правотворчество

2. В зависимости от юр силы принимаемых НПА:

ü законотворчество (деятельность законодательных органов по принятию законов);

ü подзаконное нормотворчество;

Правотворчество имеет определенную протяженность во времени, и может быть разделено на несколько этапов. Эти этапы называются стадии правотворчества.

1) Разработка проекта НПА - стадия правотворческой инициативы (субъектом правотворчества вносится готовый проект НПА).

2) Рассмотрение проекта НПА, его оценка, анализ. Здесь же и происходит проверка проекта НПА на соответствии реально существующим общественным отношением, необходимости его принятия.

3) Принятие НПА. Если коллегиальное принятие, то происходит голосование. Если единоличное принятие (напр. Президентом) он просто его подписывает.

4) Промульгация НПА – обнародование НПА и введение его в действие. Т.е. публикация в официальных источниках, после чего НПА вступает в действие.

Стадии законотворчества. Находят закрепление в Конституции РФ, глава 5 (ст. 104 – 108).

Статья 104

 

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

 

Статья 105

 

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

 

О толковании части 2 статьи 105 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 N 2-П.

 

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

 

О толковании части 4 статьи 105 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.1995 N 1-П.

 

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. – 3 чтение

 

О толковании части 5 статьи 105 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 N 2-П.

 

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

 

 

О толковании статьи 106 Конституции РФ см. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.1995 N 1-П.

 

Статья 106

 

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

 

 

О толковании статьи 107 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.1996 N 10-П.

 

Статья 107

 

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

 

О толковании части 3 статьи 107 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 N 2-П.

 

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

 

Статья 108

 

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

 

О толковании части 2 статьи 108 Конституции РФ см. Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 N 2-П.

 

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

 

Систематизация НПА

Это упорядочение НПА, приведение в систему по определенным критериям с целью обеспечения эффективного поиска и применения НПА.

В юр литературе различают 3 основные формы систематизации НПА.

1. Инкорпорация - простое внешнее упорядочение НПА без изменения их содержания (объединяются в сборники, сохраняют юр силу, содержание этих актов не изменяется; если найдены противоречия в актах, то они не устраняются). Различные критерии сборки: по юр силе, в зависимости от субъекта правотворческой деятельности, от предмета правового регулирования (*закон о выборах*), от времени их принятия. Классический пример инкорпорации это собрание законодательства РФ (хронологический критерий, субъекта правотв деятельности и юр сила). В зависимости от объема инкорпорированного материала различают виды инкорпорации:

ü всеобщая (генеральная) – все НПА, либо большинство (собрание зак-ва РФ); высшей формой генеральной инкорпорации является создание свода законов государства (действующие, недействующие НПА, и которые ещё будут приняты)

ü межотраслевая инкорпорация – объединение в единый сборник НПА из нескольких, как правило, смежных отраслей законодательства (сборник НПА по трудовому праву и праву соц обеспечение)

ü отраслевая инкорпорация – объединение актов одной отрасли законодательства (сборник НПА по финансовому праву)

ü интституциональная - в единую систему объединяются акты одного института законодательства, одного правового института (сборник зак-ва о выборах РФ)

В зависимости от субъекта подразделяется на:

ü официальную - осуществляют инкорпорацию от имени гос-ва спец уполномоченные органами и на результаты официальной инкорпорации можно ссылаться в правоприменительной деятельности (собрание зак-ва РФ, бюллетень НПА органов исп власти)

ü неофициальную - осущ-ся любыми заинтересованными субъектами для общественных или собственных нужд (например, преподавательская подпорка)

2. Кодификация - высшая форма систематизации НПА, представляет собой не только внешнее, но и внутренне упорядочивание НПА, устранение возможных пробелов и противоречий, в результате чего, создается новый единый внутренне логичный и непротиворечивый НПА – кодекс. При этом те НПА, которые подверглись кодификации, свою юр силу утрачивают и свое действие прекращают. Кодификация это одна из разновидностей правотворческой деятельности и заниматься кодификацией могут только специально на то уполномоченные властные госорганы. Соответственно кодификация может быть только официальной. Питейный кодекс студентов ТГУ. В зависимости от объема кодиф материала:

ü генеральная – кодиф-ии подвергаются почти все сферы общества, принимается целый ряд кодексов (2000-2004 год в РФ)

ü отраслевая – кодиф-ся нормы одной отрасли права (УК,ГК,ТК)

ü институциональная – объединяются нормы одного правового института (КоАП) – нормы института адм ответственности

В Томской области действует свой кодекс об адм правонарушениях.

Помимо кодексов к числу кодифицированных актов относятся:

· основы законодательства (характерно для федеративного гос-ва), в РФ основы зак-ва о нотариате, о здравоохранении;

· устав (воинские уставы, устав автомобильных дорог, железных дорог);

· общие и типовые положения, которые определяют правовой статус системы органов государственной власти;

 

3. Консолидация – объединение в единый НПА норм, регулирующих определенный вопрос общественной и государственной жизни. При этом создается новый единый НПА, ранее действующие НПА юр силу утрачивают и свое действие прекращают, но устранения пробелов не происходит, лишь регационная правка НПА (единое название, цели и задачи, но содержательная часть изменению не подлежит). *сборник, где праздничные даты были сведены воедино

4. Учет НПА – выделяет Морозова. Но не стоитJ

(4)

НПА действует только вперед со времени вступления его в законную силу. НПА вступает в силу

1. С момента его принятия

2. Со времени, указанном в самом НА

3. По истечению срока со дня опубликования.

Утрата НПА законной силы

1. Истечение срока заранее установленного в самом НПА

2. В случае прямой отмены действующего НПА (*о системе гос. службы в РФ, многие положения были отменены)

3. Замена одного НПА другим, который устанавливает другие правила регулирования.

По общему правилу: НПА обратной силы не имеет (т.е. действует только вперед, все общественные отношения, случившиеся до этого, не поддаются воздействию). Но есть исключения из этого правила: если на это указывается в самом НПА; если он устраняет или смягчает ответственность за правонарушение.

 

В пространстве НПА могут действовать трояким способом:

1) Распространяться на всю территорию гос-ва (часть земного шара в пределах госграниц, включающих в себя воздушное и водное пространство, недра, возд и водные суда, корабли, посольства).

2) НПА могут действовать на части территории гос-ва (введение коэффициентов, увеличивающих оплату труда и повышающих соц. положение на определенной территории).

3) НПА действующие за пределами гос-ва (хотя в соответствии с принципами суверенитета, общее правило таково, что законы того или иного гос-ва действуют лишь на его территории).

По кругу лиц.

Порядок, при котором законы гос-ва не распространяются на определенных лиц, опред территорию, называется экстерриториальность.

НПА распространяется на всех лиц, находящихся на территории гос-ва. Но из этого правила есть исключения: 1)законы не распространяются на иностранных граждан, пользующихся экстерриториальностью. 2 гос-ва заключают между собой договор, о том, что это правило не распространяется на консульских работников, дипломатических. В случае правонарушения, действуют не правоохранительные органы, а дипломатические. 2) иностранные граждане не могут быть субъектами разного ряда правоотношений (например, не могут быть на гос. службе).

Круг лиц, на которых распространяется действие НПА, может зависеть оти пола и иных признаков.