Понятие прокурорского надзора и его особенности

Система органов и учреждения прокуратуры РФ (схема)

1строчка1) генеральная прокуратура РФ .2)Главная военная прокуратура.

2 строчка Территориальные прокуратуры специализированные прокуратуры.

Под тер прокуратурами 1калонка (научные и образовательные учреждения(например академия ген. Прокуратуры РФ) ниже редакций печатных изданий(журнал закконность)

2 калонка прокуратуры субъектов РФ(республик,краев,лбластей,городов федерального значения,автономныхокругов,автономной области)ниже прокуратуры городов районом и другие,приравненые к ним 9НАПРИМЕР МЕЖРАЙОНЫЕ)НИЖЕ ПРОКУРАТУРЫ РАЙОНОВ В ГОРОДАХ. 3 КАЛОНКА 1Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях 2природноохранные прокуратуры3прокуратуры закрытых административно-территориальных образований и особо режимных объектов4 прокуратура по надзору за исполнением законов на угольных предприятиях.4 калонка 1транспортные прокуратуры на правах прокуратур субъектов РФ(например уральска транспортная прокуратура)2трансортные прокуратуры на правах прокуратур районов и городов.5 калонка 1военные прокуратуры военных округов,флотов,ракетные войск стратегического назначения 2военные прокуратуры гарнизонов,объединений,соединений и другие приравненые к ним.

 

40.Принципы организации и деятельности органов прокуратуры:

Общее руководящее положение характеризующее наиболее существенные стороны организации прокуратуры и ее деятельности. Они закреплены вКонституцийРФ ФЗ «о прокуратуре»,

Все принципы могут быть классифицированы на 3 группы:

1) Общеправовые принципы свойственные прокуратуре как части государственного аппарата. (принцип законности и принцип гласности)

2) Специфические прокурорские принципы (отражают специфику организации и деятельности органов прокуратуры) – централизация, единство, единоначалие и независимость.

3) Отраслевые принципы характерные для отдельных направлений деятельности органов прокуратуры.

Принцип законности имеет двойную направленность – внешнюю и внутреннюю( вешняя касается взаимоотношений органов прокуратуры с поднадзорными субъектами, деятельность которых оценивается прокурорами, только с точки зрения ее соответствия или Несоответствия законам.)

Внутренняя направленность касается деятельности самих прокуроров, которые при осуществлении своих полномочий обязаны соблюдать законодательство.

Принцип гласностиорганы прокуратуры обязаны информировать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а так же население о состоянии законности и правопорядка и о своей деятельности. Органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требования законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а так же государственной или иной специально охраняемой законом тайне. Информированность о работе органов прокуратуры обеспечивается разными способами, в том числе через деятельность специальных подразделений. Например в Генеральной прокуратуре РФ создано управление взаимодействия со СМИ. А впрокуратура субъектов РФ и приравненных к ним специализированных прокуратурах учреждены должности старших помощников прокурора по связям со СМИ. Указанные структуры должны систематически представлять СМИ сведения о работе органов прокуратуры а так же о направлении в суд уголовных дел вызвавших повышенный общественный резонанс о вынесении по этим делам суд. Решений и о проведенных прокурорских проверках, в ходе которых были выявлены многочисленные нарушения законности.

Прокуроры субъектов РФ обязаны не реже одного раза в квартал организовывать выступления прокурорских работников в СМИ, а так же ежегодно проводить личные встречи с редакторами ведущих периодических изданий, журналистами и организовывать пресс конференции по наиболее актуальным вопросам прокурорской деятельности.

Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам федерального собрания и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению, который размещается на сайте Генеральной Прокуратуры.

В целях совершенствования взаимодействия органов прокуратуры со СМИ на основании приказа Генерального Прокурора ежегодно с 2009 г. Проводится Всероссийский конкурс на лучшие материалы в СМИ о работе органов прокуратуры.

Граждане могут направлять в органы прокуратуры свои обращения по фактам правонарушений, в том числе по электронной почте.

Через средства массовой информации органы прокуратуры ведут работу по разъяснению законодательства, правовому просвещению и воспитанию населения.

Принцип единства и централизации- отражает внешние отношения которые складываются в системе органов прокуратуры в системе их деятельности. Проявляется в том что, прокуратура является единой системой которую объединяют одинаковые цели, задачи, формы и методы осуществления надзора за исполнением законов и других функций., единые средства реагирования на выявленные правонарушения, и в прокуратуре нет уровней аналогичных судебным инстанциям. Принцип единства проявляется так же в том что создание и деятельность органов прокуратуры не входящих в единую систему прокуратуры запрещено. Вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему прокурору выполнение своих некоторых обязанностей. А так же принять на себя исполнения обязанностей нижестоящего прокурора. Централизация органов прокуратуры означает подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим, и подчинение всех прокуроров Генеральному Прокурору РФ. Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью вышестоящих прокуроров в том числе осуществляя контроль за их работой, и имеют право давать указания по совершенствованию деятельности нижестоящих прокуроров.

Выполнение любых указаний вышестоящих прокуроров является обязательным для нижестоящих прокуроров. Указания и распоряжения Ген. Прокурора явл. Обязательнми Для исполнения всеми ост. Прокурорами.

Принцип единоначалия– связан со способом которым управляется соответствующий орган прокуратуры, каждую прокуратуру возглавляет прокурор, который является единоличным руководителем соответствующей прокуратуры. Он обязан должным образом организовывать работу возглавляемой им прокуратуры и в первую очередь несет ответственность за качество этой работы, а его указания обязательны для исполнения всеми подчиненными работниками.

Принцип независимости – органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а так же различных общественных объединений, подчиняясь в своей деятельности закону, а так же вышестоящим прокурорам и Генеральному Прокурору.

Законодательством предусмотрены определенные гарантия независимости прокуроров:

1. Воздействие на прокуроров с целью повлиять на принижаемые ими решения либо воспрепятствовать их деятельности влечет за собой уголовную ответственность.

2. Прокуроры не могут являться членами общественных объединений преследующих политические цели, а так же принимать участие в деятельности этих объединений.

3. Прокуроры не в праве совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

 

 

41.Цели стоящие перед органами прокуратуры и основные направления деятельности органов прокуратуры:

В соответствии со ст.1 ФЗ «О прокуратуре» целями деятельности органов прокуратуры при осуществлении ими своих полномочий являются:

1. Обеспечение верховенства закона

2. Обеспечение единства укрепления законности

3. Защита прав и законных интересов граждан а так же интересов общества и государства.

Основные направления деятельности органов прокуратуры их можно разделить :

1. Надзорные направления

2. Не надзорные направления.

Надзорные направление

Надзорные направления Не надзорные направления
Надзор за исполнением законов за органами исполнительной власти (кроме правительства РФ) Органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ Органами местного самоуправления Органами военного управления Органами контроля. Должностными лицами всех указанных органов А так же органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций · Надзор за соблюдения прав и свобод гражданина вышеуказанными субъектами · Надзор за исполнением законов органами осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (дознание, предварительное следствие) · Надзор за соблюдением законов суд. Приставов. · Надзор за соблюдением законов администрации и органами исполняемых наказание. · Надзор прокуратуры за исполнением законов органами осуществляющими дознание и предварительное следствие. (то есть за органами предварительного расследования преступлений). Ст 29 и 30 ФЗ О прокуратуре, ст 37 УПК РФ, 2 приказа ген прокурора (136 и 137 от 6 сент. 2007 года «об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и органов дознания») · Предмет надзора: 1) соблюдение прав и свобод человека при проведении предварительного расследования преступлений. 2) соблюдение следователями и дознавателями установленного порядка проведения расследования преступлений. 3) законность решения принимаемых органами предварительного расследования преступлений. Участие в соответствии с процессуальным законодательством в рассмотрении судами гражданских, уголовных и иных дел. Координация деятельности по борьбе с преступностью в целях обеспечения согласованности и взаимодействия тех государственных правоохранительных органов в компетенцию которых входят проведении предварительного расследования преступления, осуществления оперативно-розыскной деятельности, а так же охраны правопорядка. Участие в правотворческой деятельности, если прокуроры в ходе осуществления своих полномочий установят необходимость совершенствования действующего законодательства то они вправе вносить свои предложения по изменению, отмене или принятии различных нормативных актов, в соответствующие законодательные органы, и в органы обладающие правом законодательной инициативы, а в некоторых субъектах РФ прокуроры наделены правом законодательной инициативы в законодательной инициативы, законодательный (представительный) 4..Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных актов изданных федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, иными государственными органами и организациями, органами местного самоуправления, и должностными лицами. При выявлении в этих актов факторов способствующих проявлению коррупции, прокурор обращается в орган организацию или к должностному лицу которое их издали с требованием об изменении нормативных актов с изложением предложений по устранению коррупциногенных факторов. 5.. Согласование внеплановых проверок различными контролирующими органами субъектов предпринимательской деятельности а так же утверждения сводного плана проверок субъектов предпринимательской деятельности контролирующими организациями 6. международное сотрудничество генеральной прокуратуры с правоохранительными органами других государств и международными организациями. Направление запросов о правовой помощи по различным делам и исполнение аналогичных запросов поступивших из других стран.

 

Прокурорский надзор это осуществляемая от имени РФ в уст. Порядке правоохранительная деятельность прокуроров за исполнением законов действующих на территории государства. То есть проверка законности действий решений или бездействия со стороны различных поднадзорных субъектов.

Особенности:

1. Особый самостоятельный вид государственной деятельности осуществляемый только органами прокуратуры и специальным субъектом, занимающимся надзорной деятельностью является прокурор. (ст. 54 ФЗ «О прокуратуре» разъясняет значение этого термина, указывая кого считать прокурором. Ген. Прокурор РФ, его советники, старшие помощники и помощники, заместители, все нижестоящие прокуроры, их заместители и помощники, прокуроры управлений, отделов и т.д.)

2. Прокурорский надзор осуществляется от имени РФ, распространяясь на всю территорию государства.

3. Прокурорский надзор имеет универсальный характер, так как в его сферу входят все отношения урегулированные законами, и подзаконными актами принятыми в их развитие, а так же распространяется на большинство государственных органов и должностных лиц, иных органов и организаций, за исключением Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Судов, и правительства РФ.

4. Прокурорский надзор осуществляется без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных субъектов, и как правило, Прокурор самостоятельно не может исправлять выявленные нарушения.

5. При осуществлении надзора прокуратура не выполняет функций вышестоящего административного органа в отношении поднадзорных субъектов и не заменяет деятельность различных контролирующих органов и должностных лиц.

6. Прокурорский надзор осуществляется в определенных формах предусмотренных законодательством, (по отраслям прокурорского надзора см. табл.) путем проведения прокурорских проверок при этом не обязательно наличие жалобы пострадавшей стороны так как проверка может осуществляться на основании любой информации о фактах нарушения законности поступивших в прокуратуру требующих принятия мер прокурорского реагирования.

7. Средства реагирования на выявленные нарушения закона зависят от характера правонарушения и отрасли прокурорского надзора(протест, представление, предостережение).

8. Надзор отличается оперативностью, так как проведение прокурорских проверок не вязаны какой либо жесткой процедурой в отличие от судебного процесса, проходящего по правилам установленным процессуальным законодательством.

9. Прокурорский надзор выполняет 2 функции - законоохранительную, борьба с нарушениями законодательства, И правоохранительную – преследуют охрану субъективных прав и законных интересов граждан, а так же интересов общества и государства.