Законодательная власть в РФ

Контрольная деятельность парламента

Процедуры работы парламента

Сессии – принятие законов.

Парламентская сессия – промежуток времени, в течение которого проходят пленарные заседания постоянных комитетов и работа в избирательных округах.

Парламентские каникулы – промежуток между сессиями.

 

Реактивными называют парламенты, в которых в большей степени доминирует исполнительная власть, но, в то же время, парламенты и влияют на правительство.

Там просматривается взаимосвязь между парламентом и правительством.

Это Великобритания, Австралия, Канада – страны англосаксонской правовой системы и британской модели парламента.

 

Активными парламентами называют те, которые играют роль как в принятии законов, так и участвуют в формировании правительства, либо в его отставке.

Под отставкой иногда подразумевается и право объявлять импичмент.

В качестве активных парламентов называют Конгресс США и парламенты, наделённые аналогичными полномочиями.

 

 

В парламентских республиках парламент обладает большими полномочиями в области контроля над правительством.

· Парламент заслушивает доклады и отчёты правительства о своей деятельности.

· Формой контроля являются парламентские слушания, организуемые обычно тем или иным постоянным комитетом или несколькими комитетами совместно.

 

Парламент создаёт различного рода временные расследовательные (следственный и др.) комиссии.

Контроль от имени парламента по определённым вопросам осуществляют парламентские комиссары (обдусманы).

В чрезвычайных случаях (введение чрезвычайного положения и др.) для контроля за действиями президента и исполнительной власти должна быть немедленно созвана специальная сессия парламента.

 

Содержание Регламента работы парламента

 

· О руководящих органах палаты (председатели палат, их заместители, порядок их избрания),

· О комитетах и комиссиях палат (порядок их формирования и деятельности, задачи каждого комитета),

· Об общем порядке работы палаты (порядок проведения заседания и принятия решений),

· О парламентских слушаниях,

· Об обеспечении деятельности палат (аппарат и вспомогательные службы),

· О законодательной процедуре, чему в регламенте отведено особенно большое место.

 

 

В России парламент появился в 1906 году.

 

После 1917 законодательная власть реализуется через советскую систему (представительские органы совета народных депутатов), действующую в системе единства власти.

В 1936 году был создан Верховный Совет СССР, состоящий из двух палат: совет союза и совет национальности.

 

По Конституции РФ 1993 года, органы законодательной власти включают:

· Федеральное Собрание РФ,

· Законодательные органы субъектов Федерации

 

Органы законодательной власти одновременно являются представительными органами.

Они избираются непосредственно народом и призваны выражать его волю.

 

В соответствии с принципом разделения властей, на органы законодательной власти возложена законодательная деятельность – принятие нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой и регулирующих наиболее важные общественные отношения.

Органы законодательной власти РФ и органы законодательной власти её субъектов не образуют единой системы законодательной власти в РФ.

 

Федеральное Собрание

 

Парламент РФ является представительным и законодательным органом РФ.

Федеральное Собрание состоит из двух палат.

Верхняя – Совет Федерации – призван обеспечить интересы субъектов РФ.

Нижняя – Государственная Дума – призвана обеспечить интересы народа РФ.

 

Двухпалатная структура Федерального Собрания обладает особенностями:

· Палаты являются самостоятельными, не подчиняются друг другу, каждая имеет собственную компетенцию.

· Разный порядок формирования палат.

Особенность представительства каждой палаты. Палаты заседают раздельно, кроме следующих случаев:

· Заслушиваются послания президента

· Выступает руководитель иностранного государства

· Обсуждается вопрос отрешения президента от власти.

 

Федеральное Собрание

Независимость - важнейшее условие успешного выполнения парламентом своих функций.

Конституция РФ не определяет точных границ сферы законодательства, которое может быть принято Федеральным Собранием.

Федеральное Собрание не подчиняется какому бы ни было контролю со стороны исполнительной власти.

Оно самостоятельно определяет потребность в своих расходах, которые фиксируются в государственном бюджете, и бесконтрольно распоряжается этими средствами что

обеспечивает ему финансовую независимость.

Вместе с тем парламентская независимость не является абсолютной.

Она ограничивается через такие институты конституционного права, как

· референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента:

· чрезвычайное и военное положения, которые приостанавливают действие законов;

· право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными

· право Президента РФ распускать Государственную Думу при определенных обстоятельствах;

· ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов;

· требование Конституции РФ о принятии Государственной Думой финансовых законов только при наличии заключения Правительства РФ

Эти ограничения вытекают из принципа разделения властей.

 

Обе палаты Федерального Собрания создают себе вспомогательный аппарат, в деятельность которого исполнительная власть не вмешивается.

Парламент сам определяет свою внутреннюю организацию и процедуру, руководствуясь только требованиями Конституции РФ.

Никто не может вмешиваться в прерогативу Федерального Собрания по принятию законов, чем обеспечивается подлинное всесилие парламента и его независимость в отправлении своей главной функции.