Технология ARIS

Считается, что инструменты ARIS занимают лидирующие позиции на мировом рынке в классе средств моделирования и анализа бизнес-процессов (источник - Gartner Group).

Методология ARIS является достаточно рафинированной. Организация в ARIS рассматривается с четырех точек зрения:

  • организационной структуры,
  • функциональной структуры,
  • структуры данных,
  • структуры процессов.

При этом каждая из этих точек зрения разделяется еще на три подуровня: описание требований, описание спецификации, описание внедрения. Для описания бизнес-процессов предлагается использовать около 80 типов моделей, каждая из которых принадлежит тому или иному аспекту. В ARIS имеется мощная репрезентативная графика, что делает модели особенно удобными для представления руководству.

Внедрению ARIS обязательно должна предшествовать серьезная "ручная" проектно - аналитическая работа. Следует определиться с целью внедрения ARIS. Для начала важно понимать, что ARIS можно использовать как минимум в двух различных ситуациях. Первый вариант - как средство используемое либо при крупномасштабной системной перестройке бизнес - структуры как таковой, либо просто при формировании данной структуры с нуля. Второй вариант использования ARIS - для всеобьемлющего мониторинга квазистационарных бизнес - процессов организации и последующей достаточно ограниченной оптимизации.

В соответствии с поставленными задачами необходимо провести предварительную формализацию, которая имеет два аспекта: проектно - аналитический и организационный. В рамках предварительной проектно - аналитической работы потребуется выделить круг моделей ARIS, которые целесообразно использовать в предстоящей работе и соответствующие методики оценки и анализа в рамках выбранных моделей, то есть, разработать соглашение о моделировании. При проведении предварительной организационной проработки следует определить очередность решаемых задач, зафиксировать предполагаемые сроки внедрения и выделить ответственных лиц, обладающих соответствующей квалификацией. Некорректно структурированная стратегия гарантирует неуспех внедрения такого формализованного инструмента как ARIS или, по крайней мере, существенно замедлит его внедрение.

Следует выделить круг подразделений, которые будут заниматься внедрением ARIS. Есть точка зрения, что планировать использование ARIS силами только одного аналитического подразделения нецелесообразно - разумнее вовлекать все профильные подразделения, поскольку во - первых, профильные подразделения лучше знают бизнес - процессы, и во- вторых бизнес - процессы так быстро меняются, что аналитики будут вечно и безнадежно эти процессы "догонять".