Экскурс в историю

Вклад нейрофизиологии в понимание психической деятельности

История развития физиологии мозга. Значение исследований М. Холла, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Н.Е. Введенского, Ч. Шеррингтона и др.

Особенностью психологии является то, что она вынуждена совмещать в себе две парадигмы: естественно-научную и гуманитарную парадигмы.

«Естественно-научная предполагает теоретическую систематизацию объективных знаний о мире. Для нее характерны две установки, роднящие ее с классическим естествознанием: ценность объективного знания (познание объективных законов) и ценность новизны (постоянное увеличение объективного знания о мире как результат исследования). Способ построения знания: гипотеза, подтвержденная экспериментом. Критерием является воспроизводимость результатов, то есть, выявление общих зависимостей и законов. Основной вид деятельности ученого – исследование, где человек рассматривается как объект, стало быть, его невозможно изучить как субъект, его человеческую сущность, духовную сущность и индивидуальность. Бихевиоризм – это попытка объяснить человека с точки зрения естественно-научной парадигмы.

Гуманитарная, понимаемая как «человеческое измерение», вводит понятие духовной жизни человека. Единичное событие уникально и не требует установления закономерностей. Гуманитарное знание предполагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от объяснения к пониманию. Субъект не может изучаться как предмет, так как он постоянно развивается. Субъект обладает внутренним опытом, который влияет на поведение человека. Без его учета исследование невозможно. Гуманитарный подход исследует собственно человеческое в человеке, его субъективный мир, духовный мир, личностные ценности и смысл жизни».

Можно ли сказать, что какая-либо из парадигм важнее? Нет. Истина есть в их совмещении, так как человек есть биосоциальное существо.

Физиология ЦНС является одной из дисциплин, формирующих у психолога естественно-научные представления о функционировании психики.

 

На протяжении многих веков психологи в сво­их исследованиях обходились без знаний физиологии, так как физиология 50—100 лет тому назад располагала знаниями, которые касались только процессов функционирования органов нашего тела (почек, сердца, желудка и др.), но не головного мозга.

Представления ученых древности о функционировании головного мозга ограничивались только вне­шними наблюдениями: они считали, что в головном мозге — три желудочка, и в каждый из них древние врачи «помещали» одну из психических функций (воображение – мышление – память).

 

Рис. 1. Представление о головном мозге в древности (1- внимание; 2- мышление; 3- память)

 

· Древние египтяне достигли большого совершенства в бальзамировании, но мозг как ненужную субстанцию вымывали из полости черепа.

· 450 г до н. э. – времена Платона. Платона, и тех, кто его окружал, мозг интересовал из-за своей сферической формы. Платон считал мозг источником разума, но не задумывался над его функциями.

· 420 год до н. э. – Гиппократ, отец медицины, имел очень приблизительное представление об анатомии человека. Удовольствие, смех, радость шутка, тоска, печаль возникают из мозга, считал он, перечислял все функции мозга.

· 370 год до н. э. – Аристотель, величайший философ, считал, что в мозге остывает кровь, которая нагревается в сердце. В это время было не разрешено вскрывать трупы людей, вскрывать можно только казненных, однако это не прельщало даже любознательных.

· 330 год до н. э. – Герофил, получил высочайшее разрешение вскрывать трупы умерших (не казненных) людей, т.е. мог сопоставлять: от чего умер человек и в чем причина. Написал книгу «Анатомика». Большое внимание уделял строению мозга. Изучил глаз, описал нерв, который выходит из глаза, описал нервы, которые связывают другие органы со спинным и головным мозгом. Его называли мясником, он не вызывал у современников уважения.

· III в. до н. э. – Александрийский врач Эразистрат показал роль нервов в управлении движениями и возникновении ощущений

· 129 год до н. э. – Гален, древнеримский врач, считается основоположником физиологии, изучал функции организма у живых животных. Изучал животных и людей после гладиаторских боев. Занимался вивисекцией кролика, собаки, и даже слона. Предвестник психофизиологии, так как связывал патологии внутренних органов с какими–либо эмоциональными нарушениями у больных.

· 1514-1565 – годы жизни А. Везалия. Был первым, кто систематически изучал строение мозга. (Хотя в его распоряжении было всего 5 экземпляров мозга умерших людей). Выявил и описал: хвостатое ядро, таламус, гиппокамп, бугры четверохолмия.