Волга после дождя (И.И. Левитан)

Скульптура:

В русской скульптуре XIX в. проявлялось стремление показать человека в его естественном облике, проявлялась тенденция к переходу от классицизма к реализму. Для работ М. Козловского, И. Прокофьева характерно героико-драматическое направление. Глубиной и благородством чувств характеризуются мраморные и бронзовые надгробия, созданные Ф. Гордеевым и Н. Мартосом. Скульптура (рельеф и статуарные композиции), соотнесенная с плоскостью стены, нашла широкое применение в архитектуре I половины XIX в. (работы Ф. Щедрина, В. Демут-Малиновского, барельефы С. Пименова на арке Главного штаба на Дворцовой площади). Событием в истории русского искусства стали скульптурные композиции П.К. Клодта на Аничковом мосту в Петербурге (1830-е гг.).

Именно в XIX в. в ансамблях русских городов видное место заняла монументальная скульптура (памятники в Петербурге и Москве работы Козловского, Мартоса, Опекушина).