Живопись и скульптура.

В живописи начала XIX столетия традиции классицизма вступают в конфликт с развивающимся романтизмом.

Виднейшим представителем романтизма в русской живописи стал великий художник К.П. Брюллов («Последний день Помпеи», 1833 г.). В картинах К. Брюллова (1799-1852) поражает чувственное напряжение образов и тонкий психологизм. Он был блестящим мастером портрета и виртуозным рисовальщиком.

Последний день Помпеи (К. Брюллов)

Великим достижением русской кисти стало полотно А.А. Иванова (1806-1858) «Явление Христа народу» (1837-1857 гг.). В нем евангельский сюжет показан как поворот в человеческой истории, начало нравственного возрождения человечества.

Явление Христа Народу (А.А. Иванов)

Пореформенный период русской живописи отмечен прежде всего творчеством художников-передвижников (Товарищество передвижных выставок, основанное в 1870 г.). Признанным лидером «Товарищества» был И.Н. Крамской (1837-1887). В их искусстве, носившем реалистический характер, ведущее значение приобрели бытовой жанр и портрет. Стремление к защите «униженных и оскорбленных» чувствуется в полотнах передвижников В.Г. Перова,И.Н. Крамского, К.А. Савицкого, В.Е. Маковского, Н.А. Ярошенко. В творчестве Н.Н. Ге (1831-1894) религиозно-исторические сцены превратились в потрясающие драматизмом картины человеческого страдания.

Русская историческая живопись достигла вершины в творчестве В.И. Сурикова (1848-1916), видевшего в народе главного героя истории. Его многофигурные картины («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова» и др.) открывают в людской массе многообразие человеческих характеров и душевных состояний.

Утро стрелецкой казни (В.И. Суриков)

Боярыня Морозова (В.И. Суриков)

Величайшим русским художником XIX века стал И.Е. Репин (1844-1930). В монументальных полотнах он выразил обобщенное представление о современности, создал образ русского народа («Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии»), выступил мастером психологической драмы («Не ждали»). В портретах кисти Репина ярко отражаются черты личности (портрет М.П. Мусоргского), а в исторических полотнах поражает правда изображения сильных характеров («Иван Грозный и сын его Иван», 1885 г.).