Реклама в российских газетах в XVIII веке

Рекламные летучие листки и начало печатной газеты в России

На протяжении XVII-XVIII веков лидирующее положение в рос­сийской рекламе занимали устные и зрелищные жанры.Феофан Прокопович начал создание на Руси сети церковно-приходских школ. Петр I все же начал вводить для массового употребле­ния печатные летучие листки, распространявшиеся по трактирам и рын­кам. Среди них были афиши, разъяснявшие смысл праздничных зрелищ. Они посвящались очеред­ным царским указам, манифестам, историческим и календарным све­дениям, порядку проведения петровских ассамблей.

Параллельно с изданием печатных летучих листков наступило вре­мя создания первой российской газеты.

Подобно тому, как формировалось становление журналистики в за­падных странах, в России существовала предшественница регулярного печатного издания — рукописная протогазета «Куранты». «Считалось, что наиболее ранние рукописные "Куранты" относятся к 1621 г., однако в настоящее время обнаружены и составленные в 1600 г. Это, по боль­шей части, переводы актуальных для России политических известий, опубликованных в зарубежных летучих листках и газетах, доставляв­шихся в Посольский приказ дипкурьерами. «Куранты» составлялись не более чем в двух экземплярах для осведомления верховного прави­теля и узкого круга приближенных.

Петр I решительно расширил этот круг Первый номер петровских «Ведомостей» вышел в свет 2 января 1703 года тиражом в несколько десятков экземпляров.Тираж газеты, ее периодич­ность, формат и даже общий заголовок были «плывущими» вплоть до создания дублирующей типографии в Петербурге в 1711 году. С этого же времени «Ведомости» переходят с церковно-славянского на граж­данский шрифт, действительно обретая возможность восприниматься широкими кругами населения.Развитой, регулярной, широкомасштабной рекламной деятельности газета не вела.Но объявления все-таки появляются.

В петровских «Ведомостях» популяризируются минеральные воды Олонца, убедительно сове­тует посетить вновь открытый курорт. Престижность курорта подкреплялась ссылкой на поездки туда при­дворных .Иногда в «Ведомостях» публиковались списки книг, только что вы­шедших из-под типографского станка.

Так начинается развернутая библиографическая реклама в русской культуре. Вскоре оформляется особый жанр библиографической рек­ламы — каталог. Например, в ноябре 1723 года в Московской типогра­фии напечатано 80 экземпляров каталога «рукописныхъ книгь въ си­нодальной библиотеке обретающихся».

В XVIII веке россияне имели дело еще с двумя газетами: «Санкт-Петербургскими ведомостями» и«Московскими ведомостями». «Санкт-Петебургские ведомости» издаются Академией наук с 1728 года. В отли­чие от петровского первенца эта газета выходила регулярно: в первый год издания — один, а затем — два раза в неделю. Наряду с правительственной рекламной информаци­ей, характерной для «Ведомостей», здесь начинается практика коммер­ческих объявлений. Объявлений публиковалось все больше. Постепенно они выделились в специальное приложение — суплемент.

В середине XVIII века отдел объявлений по объему сравнялся с ос­новной информационной частью газеты..

Все более дифференцированно реклама «Санкт-Петербургских ве­домостей» отражает экономическую жизнь: публикуются извещения о банкротствах, о взыскании векселей кредиторами, о принудительной распродаже с торгов имений, в том числе за расхищение казенного иму­щества. А наряду с этим повседневная частная жизнь.

Уделяется значительное внимание и рекламе зрелищ.В 1756 году под эгидой Московского университета вышла газета «Московские ведомости». Ее структура, организация материала по рубрикам были сходными с «Санкт-Петербургскими ведомостями». Сходной вначале была и реклама. Изменения в содержании и оформ­лении этой газеты связаны с деятельностью знаменитого просветителя Н. И. Новикова. Главным новшеством стал обстоятельный библиографический отдел, имевший заголовок «О российских книгах». Здесь помещалась регу­лярная реклама книг, вышедших в университетской типографии, и со­общалось о всех новинках, продававшихся в университетской книж­ной лавке.

Популярность газеты при Новикове значительно выросла.Тематика объявлений расширяется. Помимо так называемых «казенных», т. е. официальных государственных, объяв­лений, характерных для рубрик «Подряды», сообщений «о продажах с публичных торгов имущества должников, сообщений о розыске бег­лых крепостных», лидирующее место начинает занимать реклама ку­печеских корпораций, наема работников, предложения услуг со сторо­ны медиков, гувернеров, модистокЭто — новый тип аргументации для российской газетной рекламы, успешно перенесенный с западных образцов.