XVI-нач. XIX вв.

Архитектура Англии

Развитие английской архитектуры XVI-XIX вв. можно разделить на несколько периодов.

I. Английское Возрождение (Последняя четверть XV-XVI в.- первая четверть XVIIв.)

1)Время первых Тюдоров( 1485-1558 гг.)

Характерно рядом позднеготических сооружений( дворцов-замков, усадебных домов, капелл), в которых появляются черты Ренессанса( в основном в деталях зданий).

Фахверковые строения( сельские и городские дома).

2)Время Елизаветы I (1558-1603 гг.)

Характерно строительством дворцовых и усадебных построек, в композиции которых сказались особенности Возрождения.

3)Время Якова I (1603-1625 гг.)

Переходный период к палладианству.

 

II. Английский классицизм. ( 1620- конец XVIII в.)

Построенный в 1619-1622 гг. Иниго Джонсом Банкетный зал в Уайтхолле( Лондон) начинает «палладианский» или классический период.

 

Английское Возрождение. (Последняя четверть XV- первая четверть XVII вв.)

Эпоха английского Ренессанса - эпоха характерна развитием английского жилища ( ведущий тип). На его развитие повлияло резкое увеличение населения Англии в XVI в. с 2,5 млн. человек до 4 млн. человек, а также экономический подъем , политическая стабилизация страны. С 1560 по 1625 гг. было построено около 40000 жилых домов крупных фермеров и землевладельцев (овцеводство).

Имеющийся в стране материал во многом определял лицо архитектуры. Кораблестроение, развивающаяся промышленность( металлургия) требовали много леса которого было уже мало в XVI в., поэтому массовое строительство идет в фахверковых конструкциях( дубовый каркас с заполнителем из панелей, которые состояли из

дешевого местного материала (оштукатуренная плетенка, глиняная панель с рубленой соломой). Дубовый каркас оставался открытым, а панели оштукатуривались и белились.

Порядок сборки каркаса, его рисунок в каждом районе был свой. Наиболее живописной была западная школа. Юг страны (графство Кент, Суррей, Суссекс) предпочитали простой рисунок. Северо-запад характерен был древним применением фахверки. Только в богатых камнем центральных графствах строились жилища из камня.

Ил-1. Примеры фахверковых конструкций.

Обычно сооружалось два каркаса: меньший в 1 ярусе, больший во втором. Перекрытия нижнего объема служили полом второго этапа и основанием для верхнего. В результате этого улучшалась работа перекрытий, отсюда нависающие этажи в жилых зданиях.

Ил-1`. Честер. Фахверковый дом.

Строительные материалы.

-В раннем средневековье Англия почти не знала кирпича. Техника его производства и кладки были утеряны почти на 1000 лет. В XVIв. кирпич ввозят еще ин Нидерландов. Со временем на юго-востоке начинают налаживать производство собственного кирпича.

Нидерландские мастера иммигранты возрождают технику кирпичной кладки( выкладка печей и труб, кирпичная кладка в сочетании с белокаменными деталями).

Фахверковые каркасы заполняются кирпичом, что не требует штукатурки. Начинают строить полностью дома из кирпича. В XVII в. кирпич полностью из за недостатка леса, получает широкое распространение.

-Благодаря притоку ремесленников - эмигрантов (гугеноты из Франции и венецианцы) расширяется производство стекла, что отражается на архитектуре и строительстве.

Большие окна, высокие эркеры елизаветинских домов определяют специфику интерьеров, освещенность, тепловой режим, но и стиль.

-Материалом для кровель служит свинец, он же идет и на оконные переплеты, однако чаще покрытием служит щепа, сланец,черепица, солома.

-Модные итальянские материалы (мрамор, терракота) в XVI в. не получили широкого распространения. Зато гипсовая штукатурка широко внедряется в интерьеры (лепные потолки и фризы.)

 

Обширное строительство обеспечивала армия великолепных плотников, искусство которых славилось еще в XIV-XV вв. Они наравне могли построить великолепный корабль и сделать перекрытие большого холла. Потомки этих мастеров-художников и явились строителями фахверковых жилищ, создателями прославленных интерьеров времени Елизаветы и Якова I.

Главное место в архитектуре XVI в. занимает усадебное строительство.

Факторы влияющие на архитектуру:

а) позднеготические традиции

б) местные традиции фахверкового строительства( дерево, фахверк) новые материалы( кирпич)

в)заимствованные в итальянском Ренессансе формы и тектонические приемы в Нидерландской или немецкой интерпретации.

Тип жилого дома XVI в. приобретает яркую архитектурную категорию. Холл лежит в основе планировки дома. Вокруг него группируются остальные помещения.

 

Ил-2. Верхний. Котей Манор( около 1480 г.)

1.Холл

2.Гостиная

3.Кухня

4.Помещение сторожа

5.Конюшня

6.Двор

Характерно в этом доме расположение помещений и хозяйственных построек, на которых наложена печать оборонного характера (замкнутость).

-Нижний Пенсхерст Плейс( графство Кент) около 1341 г.

1-холл (посередине очаг)

2-гостиная

3-кладовая

4-проход в кухню

Типичный план средневековой усадьбы. Наружный вход представлен в одном из концов холла. Этот конец считался «нижним». В противополоднем «верхнем», более почетным находилось возвышение, где стоял хозяйский стол. Здесь же находилось большое выступающее окно. Со стороны «верхнего» конца вела лестница в жилую комнату хозяина. Помещение под этой комнатой в XV в. превратилось в гостиную, находилась на одном уровне с холлом. В гостиной принимали гостей. К нижнему концу примыкали кухня, буфетная, кладовые, а со временем, когда холл перестал служить местом общего ночлега,- и жилье слуг.

План дома как правило был в форме буквы Т, где к объему заключалось личное помещение владельца, под прямым углом примыкает продольный объем холла, со временем принимает очертание «Н», где холл соединяет оба крыла- комплекс служебных помещений и господский комплекс.

Ил-3.Брамол Холл ( около 1450, перестроен 1590-1600 гг.)

Один из примеров усадебного дома Англии. План и фасад ассимитричен, что не характерно для этого типа. Легкость конструкций, красочная живописность декора придает ему порядочность и веселость.

Нижн. Длинная галерея. Эстон-холла в Варвикшире.(1618-1635 гг.)

Украшена галерея деревянными разными панелями, картинами, потолки покрыты позолоченными или белым стуком. Центром композиции является камин.

Нижний левый. Уоллатон Холл. Общий вид.

Центром композиции особняка является холл. Представление о интерьере холла дает следующий слайд.

Ил-4. Уоллатон-холл в Ноттингемшире 1580-1588 гг.

Холл происходит от народного деревянного жилища саксов( уентром служило гумно, потолком которого служили открытые стропила кровли. И в данном примере хорошо просматривалась открытые стропила перекрытий, покоящиеся на массивных резных консолях.

Ил-4`. Традиционный англиисйкий холл.

Ил-5. Хардвик-холл в Дербшире( 1590-1597 гг.)

Крупные окна. Соотношение окон к простенкам, к стене. Напоминающие готику башни. Вместе с тем здесь присутствуют и новые Ренессанские черты - горизонтальные тяги.


Характерными элементами в архитектуре Английских домов были щипцовые завершения торцовых стен, сочетание фахверков с формой дымовых труб, игравших очень заметную роль в экстерьерах зданий, увеличение площади остекленения, плоские надоконные перемычки, введение в оконные проемы больших площадей вертикальных и горизонтальных каменных импостов, устройство эркеров.

С начала XVII в. особую важность начинает приобретать входной портал.

Ил-6. Хэтфильд Хауз(1607-1612 гг.) Мастер Роберт Лайминджем.

Даже сравнительно небольшие двери этго здания получают пышное ордерное оформление.

Ил-7. Чарлтон Хауз( 1607-1612 гг.)

Был построен в обычном плане «Н» из кирпича с белокаменными деталями. Вход расположен центрально следуя моде со временем и превращается в пышную ордерную композицию.

Тепло-важнейшее условие комфорта в пасмурной Англии. Дома хорошо отапливались и поэтому, особое внимание уделяется трубам и их внешнему виду и привлекательности как символ уютного интерьера, поэтому они становятся важным фактором художественной характеристики английского дома.