История атомной науки Лекция 3 25.10.11
Светлана Александровна Дубинина (От Демокрита до Ньютона)
Античная греческая философия дала начало в развитие взглядов в отношении физики, появились два важнейших течения (материализм и идеализм). Зародились эти понятия в азах философии.
Идеалисты подразумевали законы в развитии природы!
Началось все в начале 6 века до н.э. К этому времени греки жили бедно, но достойно и защищено, и они могли заниматься науками и в основном философией. Первым сделал толчок философ Фалес Милетский (625-547 гг. до н.э.), он искал жизненный первоисточник, и нашел он его в воде, поэтому все его ученики шли путем изучения воды. Поставил способ образования и исследований, от простого к сложному, все открытия благодаря умозаключениям. База – теория (движение в плоскости чистой мысли). Все философы чурались экспериментов!
Все философы скрывали свои эксперименты, т.к. это могло вызвать смех и гнев других мыслителей!
Античная наука – это развлечение ума (философское театральное зрелище)!
В античной Греции появилось понятие «ТЕХNЕ» - ремесло.
Пифагор – предвестник Демокрита, но не его учитель – уделил огромное внимание числу, музыка подтолкнула к математике, нашли закономерности между длиной струн!
Пифагорийская школа стала развивать воззрение на мир. Сущность в Мире есть число! Попасть в пифагорийскую школу было трудно (5 лет находились одиночестве, 5 лет слушали учителя и 5 лет общались с учителем). Пифагор сделал много открытий в геометрии.
Предшественники Демокрита были Элиаты (Элиатская школа, школа Лепида).
Атомистическая теория Демокрита, апофеоз в античной философии, с точки зрения физики (560 – 460 г.г. до н.э.), путешествовал по Индии, Египту и других восточных странах. Демокрит считал – в основе мира лежит два начала – атомы и пустота. Атомы- неделимые частицы разного размера и формы, носились в пустоте, сталкивались, образовывая тела и вещи, окружающие нас! Важным моментом здесь оказалась Пустота. Происхождение живых организмов свойственно соединение и разложение атомов (круглых, гладких и бесконечно малых)
Теория познания Демокрита! Исходное начало всякого познания – ощущения, и в ощущениях Демокрит видел не только материальную часть, но и чувства, есть предметы, недоступные ощущениям их может постигнуть только разум (атомы например). Теория продержалась 2 500 лет. Физики не смогли найти атомы времени – хрономы и атомы пространства – омеры.
Античная философия развивалась в понятии – логос (логика)
Принципы Демокрита:
1. Из ничего ни чего не бывает
2. Ни что не происходит случайно
3. Ничего не существует кроме атомов и пустот пространства
4. Атомы бесконечны в числе и бесконечно различны по форме.
Логос противопоставил себя Мифу.
Выводы античной философии
1. Попытка найти единую и неделимую картину мира
2. В философии этого периода раскрыты особенности формы познания – истинные знания
доступны лишь разуму, чувств не являются источником знаний их область мнения людей!
Слабость теории атомизма – он не мог объяснить почему атомы сочетаются только таким а ни каким иным способом! Появляются труды «О природе….» это редукционизм.
4 в до н. э. наступает кризис в Греции, Афины разгромлены, побеждают идеалисты. Часть знаний передается Римской империи и они начинают развивать строительство.
В Европе начинается ледниковый период, уровень жизни чрезвычайно низким. Человечество сократилось в два раза, в первом тысячелетии арабы подхватили античные знания. Арабы их сохранили и преумножили. А католическая церковь запрещала переводы, перестали понимать написанное. Античная культура в Европе замерла до эпохи возрождения. В арабской культуре наука в союзе с властью. Особенно математика и астрономия, отрицательная черта полный отрыв от народа. Алгебра имела большое значение. Алльбатани 850-925 г.г. н.э. уточнял Плотомейскую теорию развил, закон преломления, хрусталик глаза, написал «Оптический трактат»
В 9 веке в Европе начинается новый всплеск самоопределения народа, начинается урбанизация, т.е. начинается рост городов и ремесла. Климат восстановился. Феодальный строй дал толчок развития утилитарной и прикладной науки. Наука ушла к религиозной власти, к католической верхушке, но они боялись проникновения античных знаний, но сами их изучали. Папа Иннокентий III, занимался теорией эксперимента.
В XI веке начинают открываться университеты, отрицательная черта – схоластика, развивается лженаука.
Мы получали знания от протестантов (Англии и Германии).
В 1500 году открыто 65 университетов
Из схоластов были и ученые