Изобразительное искусство Древнего царства.

Сохраняется основной тип статуи (сидящая или тронная)

Статуя Хефрена.

· Сохранение фактуры камня;

· Полировка, дающая отражение света;

· Форма трона иная, богато декорированная, но сохраняется слитность всех элементов в единый монумент;

 

В рамках древнего царства складываются собственные особенности.

Ка – идеальный двойник (среднего возраста – максимальный расцвет сил), отсутствие проработки нижней части лица (носогубных складок, самих губ – черт лица отражающих характер), портретные черты едва намечаются (что бы Ка узнал свою статую).

 

Новый тип статуй – идущая (шагающая) статуя.

Триада Микерина

В центре – фараон Микерин, слева – богиня Хатхор, справа богиня покровительница Нома. Наибольшая передача шага у Микерима.

Статуя одновременно и шагающая и статичная, шаг обозначен условно, символически, поза обозначает момент перехода.

 

В конце 4 начале 5 династии в искусстве произошел ряд изменений. Чиновники, обычно члены царской семьи, по статусу не могли иметь свою статую, но как членам царской семьи им позволили ставить их в своих мастабах, ограничив в выборе материала - только мягкие.

Новый тип статуи в виде писца. Писец допущен к общению с богом через сакральный текст, таким образом изображение виде писца тоже символизировало момент перехода.

· Небольшой размер

· Выполнена из известняка (в статуях этого типа также использовалось дерево)

· Материал скрывается штукатуркой и раскраской

· Фигура вписана в равнобедренный треугольник (ощущение статичного напряжения)

Статуя царевича Рахотепа и его супруги Нофрет

· Мягкий материал, раскраска (тёмная для кожи мужчины символизирует то, что он хорошо несёт службу – всё время проводит на открытом воздухе; светлая кожа женщины – проводит время дома, в гареме, выполняя свой долг)

· Сохранена монолитность формы

· Инкрустация глаза (линза из горного хрусталя, белок и зрачок из камня, тонка серебряная фольга)

Рельефные композиции.

· Первые памятники выполнены на дереве, т.к. сложно просчитать количество рельефов, необходимых на площадь гробницы

· Используется сложившийся сценарий осиричной службы

(начиная с 4 династии, скрадывается специальная ремесленническая отрасль, связанная с оформлением гробниц)

Два вида рельефов:

· Контурный рельеф (пространство дерева, камня, убиралось в рамках фигуры)

· Выпуклый рельеф (наносится линия контура, вынимается фон)

Рельефы часто раскрашивались.

Панель из гробницы Хесира

· Панели из акации

· Низкий плоскостной рельеф

· Сюжет – восседание Хесира за погребальным столом (находился над ложной дверью на западной стене гробницы; ложная дверь – проход в страну запада, через которую Ка может покидать гробницу)

· Изображен со всеми атрибутами своей деятельности (мерные линейки, палетка, чернильница)

· Ни одно изображение не должно перекрывать другое, поэтому погребальная пища для Ка изображена через вид сверху (от питания Ка зависит благосостояние Египта, кормить его - задача старшего сына).

Репертуар сцен рельефов расширялся. Мастаба Ти, рельеф птичьего загона, рельеф сельскохозяйственных работ. Регистры не связаны между собою (отображение многообразия и полноты).

Начинают вводится сцены охоты или сцены плавания в зарослях папируса.

· Пространство рельефа поделено на три зоны – Нил, показанный волнистыми линиями, краски использованы цветов Осириса (сине-зеленые), пространство наполнено жизнью

· Хозяин гробницы выделен размером

· Заросли папируса ассоциируются с зоной рождения солнца (получения жизни), проплывание лодки сквозь них отождествляется с наполнением жизнью, заросли полны зверями, взлетающими птицами («оживлёнными» проходящей лодкой)

В рамках пятой династии необходимость оформлять гробницы чиновников сказалась на качестве работ (количество взамен качества). Достаточно часто памятники выполнялись с соблюдением основ, но без деталей. Встречаются и исключения, наполненные детализацией – гробница визиря Мерерука (изображены даже кузнечики, сидящие в зарослях).

Живопись, как самостоятельная форма искусства не сложилась (только в дополнение к рельефу, раскраска).

Гробница чиновника Нефермаат и Итет.

· Принципы контурного рельефа – заполненость пространства цветной пастой (живопись подражает рельефу)

 

Постепенно начинается кризис Египта, связанный с возрастающей мощностью хозяйств, отдельных областей, глава которых – крупный чиновник, обычно происходящий из царского рода. Растёт экономическая и политическая самодостаточность номов. К концу 6 династии Египет распадается на отдельные, самодостаточные области, в рамках которых центральная власть не имеет значения. Это привело в надлому, кризису культуры Египта, который до этого не знал раздробленности.

7-10 династии – первый переходный период.

В конце третьего тысячелетия сложилось новое централизованное государство – Среднее царство(11-13 династии).

Памятники этой эпохи делятся на две категории:

I. Столичный круг памятников (провозглашали необходимость централизации, подчеркивали новую фазу расцвета)

II. Искусство номархов (аристократическая культура, введение новых тем, независимость искусства)

Архитектура

В рамках I категории (11 династия) близ Фив (столицы Среднего царства) складывается новый тип храма – полускальный храм

Погребальный храм Ментухотепа II в Дейр эль-Бахри.

· Отказ от пирамиды, как основной формы

· Поминальное сооружение – перед скалой, а захоронение спрятано в скале (в эпоху первого переходного периода были разграбления пирамид)

· Главный храм состоял из нескольких террас, подъем на второй ярус через пандус

· Гипостильный зал (многоколонный)

· Перистильный двор (открытый двор окруженный колоннадой с трёх сторон или по периметру)

· Нанизан на одну ось

· Чередование открытого и закрытого пространства

· Сохраняется идея вертикали (террасы друг на друге; завершие – предположительно, не пирамида, а искусственный земляной холм, засаженный ивами – символ Осириса) в сочетании с горизонталью (равновесие, баланс)

12 династия – возвращение к пирамидам, как к символу централизованного государства (выполнялись из дерева, сырцового кирпича – не долговечные).

Тип скальной гробницы (в рамках II категории) существует с 8 по 11 династию.

Некрополь Бени-Хасан (гробницы Хнумхотепа II, Хнумхотепа IV)

· Отсутствие построек перед гробницей

· Скудное оформление входа

· Богатство в оформлении интерьера (имитация различных перекрытий, разнообразные колонны)

· Противопоставление скудного внешнего и богатства внутреннего наполнения (связано с тем, что Египет пережил глубокий кризис, постоянное ожидание падения централизованного государства, потери стабильности. Это изменило отношение к загробной жизни, начиная со Среднего царства Осирис становится главным божеством, культ мёртвых, обожествление после смерти, формирование идеи загробного суда, отношение к загробному миру, как к чему-то стабильному, наполненному покоем, утраченном для земной жизни.)

В гробницах номархов появляется живопись.

Гробница Хнумхотепа II, пастухи с антилопами.

· Свобода линии (эффект красивого, изысканного мира)

· Использование разных цветов, появление оттенка

· Цвет высветлен (момент полдня), иллюзия мира богаче, насыщенней.

Введение новых сцен в живопись

· Изображение каравана азиатов (приход первых семит, которые поразили египтян – диковинный, отличный мир, яркие одежды)

· Сидение под деревом (как знак отдыха)

· Появляется деталь

Гробница Хнумхотепа II , большое дерево акации

· Позы птиц разнообразны

· Прописана листва дерева

· Насыщенность деталями

Представление о загробном мире, как о чём-то насыщенней, разнообразней, богаче.

 

Появляются деревянные модели (сцены в ткацкой мастерской, сцены рыбной ловли, в гробницах военачальников – миниатюры войска) .

Гробница Мекетра, миниатюрная скульптурная композиция «подсчет стада»

· Тонко переданный процесс

· Детализация и подробность

 

 

11 династия

Статуя царя Ментухотепа

· Четкое следование традициям Древнего царства (подчеркивание преемственности)

· Выполнена из дерева, которое замаскировано штукатуркой и раскраской. Делится на локальные зоны: ноги, тулово в белых одеждах, красная корона

· Монолитно, ноги слиты с материалом

· Минимальная проработка черт лица

12 династия – формируется новый образ прочтения Ка.

Голова статуи Сенусерта III

· Показан возраст (Ка становится не просто идеальным двойником, а двойником, фиксирующим жизненный этап)

· Рельеф лица (сочетание полировки и шлифовки, выделение складки века, надбровных дуг, проработка нижней части лица, морщин)

· Интерес к внутреннему миру (перемена представления о роли правителя, акцент на ответственность за возложенную на него миссию, за страну и народ,

фараон человек – несущий огромную ответственность)

 

На примере портретной галереи фараона Аменемхета III видно, как меняется Ка гладкое, полированное изображение молодого правителя и проработанная пластика, плотно сжатые губы фараона в зрелом возрасте.

Сепаратизм номов не был искоренён до конца, и власть номархов снова набрала силу, в то же время произошло гиксоское завоевание, приведшие Египет к состоянию дентрализации, оккупированному иноземцами (занимали престол почти 300 лет).

Эпоха гиксосов – второй переходный период. Предпосылки новой централизованной власти в 17 династию.

18-20 династии – Новое царство.

Сформировался новый заказчик искусства на фоне появления новой опоры власти, после изгнания аристократии. Это были не знатные (иногда даже не египтяне по происхождению) люди, получающие должность на время (должность и земли больше не передавались по наследству).

В искусстве обращается внимание на статусные признаки, Ка отражает этот статус, отсюда следует интерес к проработке деталей.

Статуя жены военачальника Нахтмина.

· Богатый парик, тонкие одежды, украшения

· Рельеф лица – нейтральный, гладкий. Исчез рельеф рек, надбровных дуг, нижняя часть лица едва проработана, овал лица мягкий

· Рельеф лица скудный – богатство в передаче неживой материи

 

Новое царство:

Эпоха Тутмесидов (18 династия)

Статуя царицы Хатшепсут

· Твёрдый камень

· Возвращение к полировке

· Передача бровей, век легкими орнаментальными линиями

В отличие от скульптуры Древнего царства

· Вытянутый овал лица, мягкий контур

· Проработка нижней части лица

· Пластика одежды, аксессуары (элемент манерности, внешней красоты)

Статуя Аменхотепа III

Тот же набор черт – вытянутый овал лица, невыдающиеся скулы, отсутствие объёма в передаче глаз, бровей.

Голова статуэтки царицы Тии

Своеобразное исключение (сила личности такова, что мастер поневоле выходит за рамки)

Выдающиеся скулы, выступающий подбородок.

 

Статуэтки верховного жреца бога Амона Аменхотепа и его супруги, жрицы Ранаи

· Дорогой материал (эбеновое дерево)

· Использование золотых накладных пластин

· Интерес к внешнему, формирующий своеобразный вытянутый силуэт, гипертрофию рук.

Рельеф и живопись

Гробницы чиновников Фиванского некрополя, рельефы гробницы Рамоса

· сохранение канонических сцен, но расширение возможного набора композиций (включаются сцены автобиографии, показывающие достойную службу фараону)

· На сцене погребального пира присутствуют родители покойного (символизирует то, что, будучи незнатного рода, преданны фараону воспитанием)

· Сохраняется минимализированный объем лица при детализации украшений

Гробница Нахта

· Яркость, плотность, обилие краски

· Изображение праздничного пира (изобилия в земном мире, которое покойный хочет забрать в потусторонный)

· Обилие участников композиции

 

 

Эпоха Амарны, время Эхнатона (18 династия)

Эпоха Рамессидов (19-20 династии)

Архитектура Нового царства (формируется в эпоху Тутмесидов)

Исчезает интерес к пирамидам, царей и цариц хоронят в замаскированных скальных гробницах. Посвятительные храмы .

Поминальный храм царицы Хатшепсут

· Посвящен Хатшепсут, Амону-Ра, Осирису

· Построен вблизи храма 11 династии (преемственность)

· Использован ряд элементов архитектуры храма 11 династии (чередование террас с гипостильными залами и перистильными дворами)

Отличия

· Гигантский размер (гигантомания – черта Нового царства)

· Более ориентирован по горизонтальной оси, отсутствие вертикальной доминанты

· Центральная ось подчеркнута более широким расстоянием между колоннами центрального нефа

Частные гробницы – вырубаются в скале, оформлены фасадом, внешним открытым двором. Включают в себя элементы храма – пилоны, перистильные дворы, пирамидионы.

Луксор и Корнак

Комплекс посвящен Фиванской триаде (Амон-Ра, его жена Мут и его сын Хомсу)

Особенности:

· Вытянутый прямоугольный план

· Между Корнаком и Луксором проложена дорога оформленная статуями (баранов, сфинксов)

· Четкое выделение фасада (принцип фронтальности)