Особенности Гегеля понимания свободы.

Окружающая природа

Наука логики

Феноменология

Основные положения философии Гегеля.

Гегелевская философия проводит итог всей последующей немецкой классической философии. У Гегеля природа и дух- это последовательные этапы в абсолютных идеях. Абсолютная идея у Гегеля представляет собой чистое, содержательное бытие или ничто.

Философия Гегеля состоит из 3 основных произведений:

1. Наука логики

2. Философия природы

3. Феноменология духа

Энциклопедия философских наук.

 

Законы диалектики:

1. Борьба и единство противоположностей

2. Переход от количества к качеству

3. Отрицание, отрицание

 

 

Феноменология духа

 

Субъективный дух Объективный дух Абсолютный дух
Индивидуальное сознание, психология, теория о душе. Мораль, нравственность, учение о праве, именно здесь решает проблему возникновения общества и правового государства. При этом очень большая роль отводиться проблеме понимания свободы. Религия, искусство, философия.

 

Особенность понимания индивидуального человека Гегелем заключается в том, что он также как и Гоббс не видит в нём духовной личности, а видит алчное и агрессивное существо, которое называют вожделеющим субъектом. Рабское состояние- начало становления свободы человека.

Свобода в правовом государстве Гегеля- это уже не отрицательное понятие, поскольку оно должно быть связано с каким-то сводом законов. В этом с Гегелем можно вполне согласиться, хотя от сюда не следует, что там где есть закон, там обязательно есть свобода. Если бы это было так, то свободы была бы синонимом послушания государству, при этом Гегель оправдывает любую государственную власть, заявляя, что государство является шествием Бога по земле.

Диалектический метод Гегеля, применённый в его понимании общества и государства, организованному по тоталитарному образцу. В соответствии со своим пониманием человека и общества, Гегель формирует новую концепцию философии истории.

Согласно Гегелю в истории действует мировой разум или абсолютный дух, который является свободой и необходимостью одновременно. История по Гегелю развивается по определенному плану, предполагающему конечную цель, а следовательно в истории действует провидения, она является провиденциалистской. Конечной целью исторического процесса по Гегелю является торжество свободы, то есть такое общественно-государственное устройство, где будут свободны все.

Второй момент в истории философии Гегеля является осмысление роли сильной личности в истории. Таким образом можно сказать что Гегель один из первых принял попытку построения систематической основы и полной концепции философии истории.

Основными положениями которой являются следующее:

1. История человечества по Гегелю- это внутренний закономерный процесс, который объединяет человечество в единое целое, так как в этом процессе участвуют различные страны, регионы и народы.

2. Всемирная история- это процесс одноименный, поскольку выстраивается в одну линию, в которой выражается исторический процесс, то есть движение от низшего к высшему, при это исторический процесс- процесс кумулятивный накопительный, он происходит так, одно достижение прошлых этапов не устраивает, а ограниченно переходит в состав более высокого этапа исторической эволюции, при этом движущей силой истории являются войны, то есть борьба между народами более развитыми и менее развитыми. Различные народы или регионы мира выступают лидерами мирового развития, так лидерство от Древнего Востока в древности перешло к Европе.

3. Лидер мирового развития этапа это та страна или группа стран, где в данный исторический прогресс или прогресс созданий свободы. Народы, на чью долю роль лидера не выпадает или таковая была выполнена в прошлом могут включаться в прогрессивное развитие только через подражание лидеру и в заимствованию их результатов.