С солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по призыву
С солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту
С офицерами
Возрастание роли воспитания в Вооруженных Силах РФ обусловлено целым рядом причин
1) Особенностями как внутренней, так и международной обстановки, характеризующейся высокой противоречивостью, порой непредсказуемостью последствий.
2) Обострением идеологической обстановки, возросшей политизацией масс, переходом к военной службе по призыву и по контракту.
3) Необходимостью совершенствования воспитания в условиях ликвидации командно-административной системы, которая, в известной степени, влияла на содержание, формы и методы воспитательного процесса.
Основное содержание (цели) и задачи воспитательной работы
Основой воспитательной работы в армии и на флоте. являются идеи российского государственного патриотизма, верности воинскому долгу, готовности защищать интересы Российской Федерации (Россия, Долг, Профессионализм).
Основными задачами воспитательной работы являются:
- формирование у них готовности беспрекословно выполнить приказ;
- чувства офицерского долга, чести, гордости за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации;
- профессионализма, надежного защитника Отечества;
- личной ответственности за обучение и воспитание подчиненных, заботливое и уважительное отношение к ним;
с прапорщиками (мичманами)
- формирование личной ответственности за беспрекословное выполнение приказа, воинского долга;
- стремление к повышению профессионализма;
- бережного отношения к сохранности государственного имущества;
- заботливого отношения к подчиненным, их обучению и воспитанию;
- формирование у них гордости за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, осознанного отношения к военной службе, готовность беспрекословно выполнить приказ;
- высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение профессионального мастерства;
- грамотную эксплуатацию и сбережение техники и вооружения;
- формированию у них гордости и глубокого понимания необходимости службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, готовности к защите Родины, военной службы;
- добросовестному освоению воинской специальности;
- дисциплинированности;
- уважительного отношения к командирам (начальникам);
- войскового товарищества.
Основными звеньями воспитательной работы в ВС являются:
- общественно-государственная подготовка в информировании войск (сил);
- военно-социальная работа;
- психологическая работа;
- культурно-досуговая работа;
- взаимодействие с органами государственной власти, общественными и иными организациями граждан;
- взаимодействие с религиозными объединениями.
Воспитательная работа в подразделении строится на основе требований следующих руководящих документов:
- Приказ МО РФ от 3.07.2005 г. N 79" О совершенствовании системы воспитательной работы в ВС РФ";
- Приказ МО РФ от 8.05.2005 г. N 170 " Об организации общественно-государственной подготовки личного состава ВС РФ";
- Приказ МО РФ на новый учебный год;
- ОМУ ГК вида ВС на новый учебный год;
Составными частями системы воспитания воинов являются:
- героико-патриотическое воспитание
- воинское воспитание
- нравственное воспитание
- правовое воспитание
- эстетическое воспитание
- физическое воспитание
При организации воспитательной работы в подразделении командир обязан
- твердо и последовательно проводить в жизнь государственную политику;
- знать требования руководящих документов по руководству воспитанием военнослужащих;
- ставить задачи подчиненным должностным лицам по содержанию, проведению воспитательной работы;
- участвовать в планировании воспитательной работы;
- организовывать и лично принимать участие в проведении воспитательных мероприятий с личным составом;
- участвовать в подборе, расстановке, обучении и воспитании сержантов и актива;
- проводить работу по укреплению воинской дисциплины, владеть методикой ее анализа и оценки, определять меры по ее дальнейшему улучшению;
- осуществлять контроль за качеством проведенных воспитательных мероприятий;
- анализировать состояние воспитательной работы, подводить ее итоги и ставить задачи по ее совершенствованию.
Основные принципы воспитания:
- целеустремленность;
- в процессе воинской деятельности;
- в коллективе и через коллектив;
- индивидуальный подход;
- опора на положительное сочетание высокой требовательности;
- уважение личности воина;
- согласованность, преемственность.
Вывод по первому вопросу. Воспитательная работа - это специфический род деятельности, требующий для своего осуществления высокого профессионализма. В условиях кризиса - ослабления социальных, правовых и иных гарантий и стимулов воинского труда - моральный дух, психологическое равновесие личного состава становятся важнейшим фактором сохранения боеготовности и боеспособности соединений и частей.
Вопрос №2.Методы воспитательной работы и ее планирование. Критерии и показатели эффективности воспитательной работы
К числу важнейших методов, которые успешно применяют на практике командиры частей и подразделений, органы по работе с личным составом, относятся:
- убеждение,
- пример,
- поощрение,
- принуждение.
В воспитательной практике используется также:
- напоминание,
- соревнование,
- критика,
- самокритика,
- порицание,
- похвала.
Алгоритм воспитательной деятельности указывает на строгую ее последовательность:
- анализ фактического положения дел в подразделении для выявления противоречий в воспитательном процессе и определения путей их разрешения;
- планирование эффективных воспитательных мер и организация их исполнения для достижения требуемого воспитательного воздействия;
- создание условий для эффективного воспитания в подразделении;
- оценка результатов воспитательной деятельности в подразделении и коррекция всего воспитательного процесса.
Государственно патриотическое воспитание:
- лекции и беседы об истории нашей Родины;
- просмотр и обсуждение художественных кинофильмов,
- пропагандирующих подвиги во славу Родины;
- проведение дней воинской славы;
- проведение вечеров, посвященных различным национальностям, родным местам солдат подразделения;
- торжественные мероприятия, посвященные празднованию государственных, профессиональных праздников;
- общественно-государственная подготовка;
- единый день информирования;
- информирование.
Воинское воспитание:
- встречи с ветеранами ВС, воинской части,
- использование воинских ритуалов (прием военной присяги, вручение личного оружия, заступление на боевое дежурство и т.д.,),
- соревнование на лучшего специалиста, номера расчета,
- сообщение на Родину об образцовом выполнении воинского долга,
- деловые игры,
- конкурсы,
- использование военной символики.
Нравственное воспитание:
- тематические вечера;
- тематический показ кинофильмов;
- диспуты;
- предоставление возможности отправлять религиозные обряды;
- викторины.
Правовое воспитание:
- правовое информирование;
- лекции и доклады по правовой тематике;
- юридические консультации;
- показные суды, выступления бывших осужденных;
- вечера вопросов и ответов;
- встречи с юристами.
Эстетическое воспитание:
- лектории по искусству;
- музыкальные и литературные вечера;
- концерты художественной самодеятельности;
- посещение театральных спектаклей, концертов, музеев;
- встречи с работниками искусств;
Физическое воспитание:
- спортивные смотры;
- соревнования;
- дополнительные тренировки;
- кружки по видам спорта.
При выборе методов воспитания командир должен учитывать:
- характер учебно-боевой деятельности подразделения;
- качественную характеристику личного состава, уровень сплоченности, организованности и дисциплины;
- уровень обученности и опыт выполнения учебно-боевых задач;
- время года, суток;
- уровень личной педагогической культуры офицеров, прапорщиков, сержантов подразделения;
- традиции подразделения;
- направленность общественного мнения;
- соотношение групп военнослужащих, отличающихся по званию, воз расту, срокам службы.