С солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по призыву

С солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту

С офицерами

Возрастание роли воспитания в Вооруженных Силах РФ обусловлено целым рядом причин

1) Особенностями как внутренней, так и международной обстановки, характеризующейся высокой противоречивостью, порой непредсказуемостью последствий.

2) Обострением идеологической обстановки, возросшей политизацией масс, переходом к военной службе по призыву и по контракту.

3) Необходимостью совершенствования воспитания в условиях ликвидации командно-административной системы, которая, в известной степени, влияла на содержание, формы и методы воспитательного процесса.

Основное содержание (цели) и задачи воспитательной работы

Основой воспитательной работы в армии и на флоте. являются идеи российского государственного патриотизма, верности воинскому долгу, готовности защищать интересы Российской Федерации (Россия, Долг, Профессионализм).

Основными задачами воспитательной работы являются:

- формирование у них готовности беспрекословно выполнить приказ;

- чувства офицерского долга, чести, гордости за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации;

- профессионализма, надежного защитника Отечества;

- личной ответственности за обучение и воспитание подчиненных, заботливое и уважительное отношение к ним;

с прапорщиками (мичманами)

- формирование личной ответственности за беспрекословное выполнение приказа, воинского долга;

- стремление к повышению профессионализма;

- бережного отношения к сохранности государственного имущества;

- заботливого отношения к подчиненным, их обучению и воспитанию;

- формирование у них гордости за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, осознанного отношения к военной службе, готовность беспрекословно выполнить приказ;

- высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение профессионального мастерства;

- грамотную эксплуатацию и сбережение техники и вооружения;

- формированию у них гордости и глубокого понимания необходимости службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, готовности к защите Родины, военной службы;

- добросовестному освоению воинской специальности;

- дисциплинированности;

- уважительного отношения к командирам (начальникам);

- войскового товарищества.

Основными звеньями воспитательной работы в ВС являются:

- общественно-государственная подготовка в информировании войск (сил);

- военно-социальная работа;

- психологическая работа;

- культурно-досуговая работа;

- взаимодействие с органами государственной власти, общественными и иными организациями граждан;

- взаимодействие с религиозными объединениями.

Воспитательная работа в подразделении строится на основе требований следующих руководящих документов:

- Приказ МО РФ от 3.07.2005 г. N 79" О совершенствовании системы воспитательной работы в ВС РФ";

- Приказ МО РФ от 8.05.2005 г. N 170 " Об организации общественно-государственной подготовки личного состава ВС РФ";

- Приказ МО РФ на новый учебный год;

- ОМУ ГК вида ВС на новый учебный год;

Составными частями системы воспитания воинов являются:

- героико-патриотическое воспитание

- воинское воспитание

- нравственное воспитание

- правовое воспитание

- эстетическое воспитание

- физическое воспитание

При организации воспитательной работы в подразделении командир обязан

- твердо и последовательно проводить в жизнь государственную политику;

- знать требования руководящих документов по руководству воспитанием военнослужащих;

- ставить задачи подчиненным должностным лицам по содержанию, проведению воспитательной работы;

- участвовать в планировании воспитательной работы;

- организовывать и лично принимать участие в проведении воспитательных мероприятий с личным составом;

- участвовать в подборе, расстановке, обучении и воспитании сержантов и актива;

- проводить работу по укреплению воинской дисциплины, владеть методикой ее анализа и оценки, определять меры по ее дальнейшему улучшению;

- осуществлять контроль за качеством проведенных воспитательных мероприятий;

- анализировать состояние воспитательной работы, подводить ее итоги и ставить задачи по ее совершенствованию.

Основные принципы воспитания:

- целеустремленность;

- в процессе воинской деятельности;

- в коллективе и через коллектив;

- индивидуальный подход;

- опора на положительное сочетание высокой требовательности;

- уважение личности воина;

- согласованность, преемственность.

Вывод по первому вопросу. Воспитательная работа - это специфический род деятельности, требующий для своего осуществления высокого профессионализма. В условиях кризиса - ослабления социальных, правовых и иных гарантий и стимулов воинского труда - моральный дух, психологическое равновесие личного состава становятся важнейшим фактором сохранения боеготовности и боеспособности соединений и частей.

Вопрос №2.Методы воспитательной работы и ее планирование. Критерии и показатели эффективности воспитательной работы

 

К числу важнейших методов, которые успешно применяют на практике командиры частей и подразделений, органы по работе с личным составом, относятся:

- убеждение,

- пример,

- поощрение,

- принуждение.

В воспитательной практике используется также:

- напоминание,

- соревнование,

- критика,

- самокритика,

- порицание,

- похвала.

Алгоритм воспитательной деятельности указывает на строгую ее последовательность:

- анализ фактического положения дел в подразделении для выявления противоречий в воспитательном процессе и определения путей их разрешения;

- планирование эффективных воспитательных мер и организация их исполнения для достижения требуемого воспитательного воздействия;

- создание условий для эффективного воспитания в подразделении;

- оценка результатов воспитательной деятельности в подразделении и коррекция всего воспитательного процесса.

Государственно патриотическое воспитание:

- лекции и беседы об истории нашей Родины;

- просмотр и обсуждение художественных кинофильмов,

- пропагандирующих подвиги во славу Родины;

- проведение дней воинской славы;

- проведение вечеров, посвященных различным национальностям, родным местам солдат подразделения;

- торжественные мероприятия, посвященные празднованию государственных, профессиональных праздников;

- общественно-государственная подготовка;

- единый день информирования;

- информирование.

 

Воинское воспитание:

- встречи с ветеранами ВС, воинской части,

- использование воинских ритуалов (прием военной присяги, вручение личного оружия, заступление на боевое дежурство и т.д.,),

- соревнование на лучшего специалиста, номера расчета,

- сообщение на Родину об образцовом выполнении воинского долга,

- деловые игры,

- конкурсы,

- использование военной символики.

 

Нравственное воспитание:

- тематические вечера;

- тематический показ кинофильмов;

- диспуты;

- предоставление возможности отправлять религиозные обряды;

- викторины.

Правовое воспитание:

- правовое информирование;

- лекции и доклады по правовой тематике;

- юридические консультации;

- показные суды, выступления бывших осужденных;

- вечера вопросов и ответов;

- встречи с юристами.

 

Эстетическое воспитание:

- лектории по искусству;

- музыкальные и литературные вечера;

- концерты художественной самодеятельности;

- посещение театральных спектаклей, концертов, музеев;

- встречи с работниками искусств;

Физическое воспитание:

- спортивные смотры;

- соревнования;

- дополнительные тренировки;

- кружки по видам спорта.

 

При выборе методов воспитания командир должен учитывать:

- характер учебно-боевой деятельности подразделения;

- качественную характеристику личного состава, уровень сплоченности, организованности и дисциплины;

- уровень обученности и опыт выполнения учебно-боевых задач;

- время года, суток;

- уровень личной педагогической культуры офицеров, прапорщиков, сержантов подразделения;

- традиции подразделения;

- направленность общественного мнения;

- соотношение групп военнослужащих, отличающихся по званию, воз расту, срокам службы.