Редакционный план.

Композиция – это всегда выражение некоторой идеи, а не простое механическое размещение сообщений на газетной полосе, это всегда поиск их взаимосвязи, их отношений (равнозначности, подчиненности и т.п.), помогающих читателю разобраться в предлагаемом материале, воспринять образ периодического издания.

Индивидуальность «лица» конкретной газеты определенного типа, целостность газеты достигаются за счет взаимодействия композиции и графики. Графика – это внешнее оформление газеты/журнала, выразительные средства которого – контурная линия, штрих, пятно, фон белого листа. Следует различать материальные средства оформления (бумага, краска, шрифт и т.д.) и структурные (ритм, гармония, композиция). Их взаимодействие на всех уровнях и является процессом оформления газеты. Единство текста, графики и конструкции достигается через единую композицию. Тематическая структура газеты, а значит, ее композиция как элемент внутренней формы, влияет на графику как внешнюю форму газеты. Связь «содержание – композиция» более несвободна, чем связь «содержание – графика». Например, «лицо» газет с традициями зачастую определяет постоянный, долгие годы не меняющийся подбор графических средств. Дизайнер, предлагающий читателю визуальную информацию, одновременно и ее получатель; он – первый читатель, многократно проверяющий, уточняющий на себе задуманное и исполненное. Вот почему оформительская политика должна быть ясно осознаваться прежде всего самим дизайнером – только в таком случае оформление и будет политикой. Постоянное же следование ей непременно родит понимание (возможно, подспудное) «линии газеты» и у читателей. Аккуратное, изящное, логичное оформление усиливает личностный момент процесса восприятия человеком содержания, что особенно важно для внимательного читателя, преданного своему изданию.

Нельзя улучшать дизайн в отрыве от заботы об улучшении содержания. Именно содержание газеты/журнала прежде всего определяет ее/его «лицо». Если же пренебречь этим незыблемым правилом, можно потерять доверие читателя, который, «встречая по одежке» и раз за разом обманываясь, попросту перестанет выписывать или покупать издание.

Верстка – это технический процесс монтажа печатной формы, который раньше производился непосредственно в типографии. Сегодня все допечатные процессы, включая компьютерную верстку, производятся в редакции. Более узкое значение термина верстки – размещение конкретных материалов в номере, макетирование полос, то есть создание их композиционно-графического плана, предназначенного для верстки как таковой.

Выделяя такие основания, как конфигурация материалов, направление их разверстки, степень симметрии их размещения на полосе, можно придерживаться простой или ломаной верстки, вертикальной, горизонтальной или смешанной, симметричной или асимметричной. Причем вид верстки определяется сразу по всем трем критериям: например, наиболее современной считается простая (или прямая, «брусковая»), смешанная, асимметричная. Такая компоновка менее формальна и позволяет учитывать особенности публикаций, компонуемых на каждой конкретной полосе нового номера.

Все компоненты «лица» получают свою фиксацию в так называемой модели периодического издания.

 

Под редакционным планом понимают конкретную программу действий на определенный период, в которой указаны основные тематические направления, содержание материалов, сроки их подготовки. Продуманный и хорошо структурированный план позволяет создать «лицо» периодического издания, сформировать ее концепцию, определить перечень приоритетных тем.

Перспективный план определяет основные направления деятельности редакции на период от нескольких месяцев до одного года. Он затрагивает предполагаемые изменения в основной проблематике, возможное появление новых сотрудников, изменение состава редакции, модификацию внешней структуры газеты.

Перспективные планы являются основой, на основе которой составляются текущие планы содержания газеты. Последние отличаются значительно более короткими сроками действия. Период, на который распространяется текущее планирование, в разных газетах неодинаков: существуют полугодовые, квартальные, месячные текущие планы. Текущие планы характеризуются детализированностью, реальностью и обозримостью.

Планирование номера газеты обычно происходит на утренней коллегии («планерке»). В ней обычно принимают участие главный редактор, ответственный секретарь, редакторы ведущих отделов. Во время проведения планерки ответственный секретарь представляет проект очередного номера газеты.

Процесс планирования в редакции носит коллективный характер. В газете общередакционные планы формируются в секретариате, а затем представляются на рассмотрение главному редактору. Свои планы работы имеются и творческих отделах. Наконец, каждый журналист должен уметь составлять индивидуальный творческий план. Главный редактор издания или заведующий отделом вряд ли будет самостоятельно искать для каждого журналиста разнообразные темы. Необходимо самому проявлять инициативу.

При создании личного творческого плана журналисту необходимо учитывать, чтобы его темы и идеи соответствовали целям и задачам издания, были согласованы с общей концепцией газеты, а также с направлением работы отдела. При формулировке тем важны конкретность, точность, обоснованность. Довольно часто выбранная тема сообща обсуждается в творческом подразделении. Заведующий и сотрудники отдела коллективно решают, кому из журналистов лучше всего доверить работу над ней. Получив задание, журналист приступает к отбору жизненных явлений и фактов, их анализу и написанию текста. Он беседует с людьми, берет интервью, изучает документы, ищет информацию в Интернете. После того, как материал написан, журналист сдает его заведующему отделом. В небольших изданиях материал читает сразу главный редактор.

В разных редакциях планы могут выглядеть совершенно по-разному. Это зависит от тематики газеты, объема, периодичности выхода, формы собственности. Для успешной организации работы государственной общественно-политической газеты (например, «Советской Белоруссии», «Рэспублiкi», «Звязды»), конечно же, необходим широкий развернутый тематический план, в которым учтены пожелания всех отделов и предусмотрено освещение широкой тематической палитры. Другое дело, если план составляется в негосударственной специализированной газете со сравнительно небольшим тиражом («Гастроном», «Частная собственность» и др.), которая выходит раз в неделю. В этом случае незачем составлять сложный развернутый план. Можно обойтись и кратким перечнем наиболее актуальных и значимых тем.