Понятие интегрированной и корпоративной информационных систем.
Понятие интегрированной и корпоративной информационных систем.
Лекция 10. Информационные технологии решения задач управления
Основные требования к созданию ЭС.
Преимущество ЭС.
1) беспристрастность и объективность (нет предубеждений)
2) работают систематизированно, рассматривают и анализируют, выбирают наилучший вариант
3) позволяют перерабатывать большой объем знаний
4) системы устойчивы к помехам
Проблемы использования:
1) отсутствие опыта работы с ЭС затрудняет использование
2) остается проблема приведения знаний, полученных от эксперта к виду удобному для эффективной машинной реализации
3) использование ЭС приемлемо в узких предметных областях и неэффективно в больших
4) использование ЭС иногда позволяет отказаться от высококвалифицированных специалистов, что снижает эффективность ее взаимодействия с пользователем.
Отличие ЭС от традиционных программ.
Самое главное различие состоит в том, что ЭС манипулируют знаниями, тогда как обычные программы – данными.
Фирма Teknowledge, которая занимается производством коммерческих ЭС, описывает эти различия, как показано в таблице
Таблица 1- Сравнение технологии обработки данных и технологии инженерии знаний.
Обработка данных | Инженерия знаний |
1. Представление и использование данных 2. Алгоритмы 3. Повторный прогон 4. Эффективная обработка больших баз данных | 1. Представление и использование знаний 2. Эвристики 3. Процесс логического вывода 4. Эффективная обработка больших баз знаний |
1. Компетентность
· ЭС должна достигать того же уровня профессионализма, что и эксперты – люди
· ЭС должна быть умелой – должна применять знания для получения решений эффективно и быстро, используя приемы и ухищрения, какие применяют эксперты
· ЭС должна иметь адекватную работоспособность – глубокое и широкое понимание предмета.
2. Символьные рассуждения.
· представлять знания в символьном виде
· переформулировать символьные значения
3. Глубина
· ЭС должна работать в узкой предметной области, содержащей трудные, нетривиальные задачи
· Использовать сложные правила
4.Самосознание
· ЭС имеют значения, позволяющие им рассуждать о их собственных действиях и структуру, управляющую такие рассуждения
· У большинства ЭС есть механизм объединения.
Это знания, необходимые для объяснения того, каким образом система пришла к данным решениям.
Вопросы:
2. Краткий обзор российского рынка корпоративных информационных систем предприятием.
Рассматривая классификацию информационных систем, мы отмечали, что наибольший эффект дает применение интегрированных систем, охватывающих все сферы деятельности предприятия.
В последнее время интегрированные и корпоративные информационные системы управления предприятиями отождествляют. В чем сходства и различия данных систем?
Интегрированные ИС охватывают автоматизацией все сферы деятельности предприятия: учет и анализ, планирование, формирование и контроль исполнения бюджетов, управление производством и продажами в первую очередь на оперативном и тактическом уровнях управления и лишь частично на стратегическом уровне.
Корпоративная система управления (КИС) предприятием ¾ это управленческая идеология, объединяющая бизнес-стратегию предприятия (с выстроенной для ее реализации структурой) и передовые информационные технологии. Ведущую роль здесь играет система управления, а автоматизация выполняет второстепенную роль. «Корпоративность» в определении КИС означает соответствие системы нуждам крупной фирмы, имеющей сложную территориальную структуру, и объединяющую все функциональные подсистемы.
КИС охватывают оперативный, тактический и стратегический уровни управления. В КИС особое значение приобретают проблемы правильной организации информационного обеспечения, свойственные для крупных организаций:
-определение уровней иерархии,
- агрегирования информации,
- консолидации данных и отчетов в головном офисе,
- организации доступа к данным и их защиты,
-актуализации данных и их непротиворечивости.
Признаки сходства интегрированной и корпоративной ИС:
· Комплексный подход и максимальная автоматизация управленческих функций,
· Использование распределенных технологий обработки данных,
· Функционирование систем на базе АРМ специалистов,
· Программные продукты построены по модульному принципу.
Различия интегрированной и корпоративной ИС:
· Интегрированные системы лишь частично охватывают автоматизацией стратегический уровень управления, КИС обеспечивают эффективную информационную поддержку всех уровней управления;
· КИС позволяют использовать интеллектуальные информационные технологии (экспертные системы, системы поддержки принятия управленческих решений), в интегрированных системах это не предусмотрено;
· КИС обеспечивают агрегирование информации, консолидацию данных и отчетов в головном офисе, организации доступа к данным и их защиту.
В настоящее время на российском рынке информационных систем управления предприятием можно выделить три группы.
Первая группа - это крупные корпоративные пакеты зарубежных разработчиков класса MRP II/ERP, ориентированные на управление на основе бизнес-процессов..
Данную группу образуют комплексы интегрированных приложений для автоматизации всей деятельности предприятия различного уровня: от крупной корпорации до среднего предприятия. К данной группе относятся продукты высшего ценового класса от SAP AG (R/3), ORACLE (Oracle Application), BAAN (BAAN IV), и др. Западные системы обычно сделаны «под ключ», поставщики внедряют свои системы как самостоятельно, так и с помощью российских партнеров. Формирование стоимости систем трехуровневое и включает стоимость лицензии на инсталляцию, стоимость консалтинга и обучения персонала, стоимость настройки и внедрения. Причем стоимость настройки и внедрения в три-четыре раза выше стоимости инсталляции системы.
Вторая группа- это средние корпоративные пакеты отечественных разработчиков (Галактика, Парус, БОСС-Корпорация). Используя западные платформы, например СУБД ORACLE, российские производители предлагают свои корпоративные системы управления, превосходящие западные по двум основным параметрам ¾ доступным ценам и учету российской специфики уже в исходных модулях. Однако, они еще не достигли полной реализации технологий MRPII/ERP II.
Третья - малые интегрированные и локальные пакеты отечественных разработчиков.
В таблице 1 приведены примеры наиболее известных систем
Таблица 1- Примеры систем управления предприятием
Класс систем | Название | Разработчик | Стоимость, в тыс. $ |
Крупные интегрированные системы | R/3 Baan IV Oracle E-Business Suite | SAP Baan Oracle | Свыше 500 |
Средние интегрированные системы | JD Edwards SyteLine Галактика Парус Босс-Корпорация | Edwards SOCAP Галактика, Россия Парус, Россия АйТи, Россия | 200- 500 |
Малые интегрированные системы | Concord XAL Scala Platinum SQL БЭСТ-ПРО | Columbus IT Partner Scala Platinum Software Corporation Интеллект-Сервис, Россия | 50- 300 |
Локальные системы | 1C БЭСТ Инфин | 1С, Россия Интеллект-Сервис, Россия Инфин, Россия | 5 - 50 |
Оценка эффекта внедрения системы автоматизации управления существенно зависит от сектора экономики и конкретного предприятия. Для издержек внедрения можно использовать оценки затрат времени и средств, показанные в таблице 2.
Таблица 2- Издержки внедрения систем управления предприятием
Показатели | Локальные системы | Малые интегрированные системы | Средние корпоративные системы | Крупные корпоративные системы |
Внедрение | Простое; "коробочный вариант" | Поэтапное или "коробочный вариант", более 4 мес. | Только поэтапное, более 6-9 мес. | Поэтапное сложное, более 9-12 мес. |
Функциональность | Учетные системы | Комплексный учет и управление финансами | Комплексный учет, управление снабжением, производством, сбытом, финансами, овладение стратегиями развития. | |
Соотношение затрат на лицензию/ внедрение /оборудование | 1/0.5/2 | 1/1/1 | 1/2/1 | 1/1-5/1 |
Примерная стоимость, тыс. $ | 5- 50 | 50-300 | 200-500 | 500 и более |
Крупные КИС, чаще всего, не являются готовым продуктом, но представляют собой совокупность программных модулей и баз данных, а также технологию их настройки и применения. В связи с высокой стоимостью и сложностью таких систем, они доступны только крупным предприятиям. Процесс внедрения КИС на предприятии обычно занимает от 6 до 18 месяцев. При этом предполагается, что предприятие имеет четко определенную структуру управления, которая не подвержена резким изменениям. Модель этой организационной структуры закладывается в основу информационной системы. Предприятие, находящееся на этапе выбора стратегии развития, не имеющее четко определенной эффективной организационной структуры, не в состоянии внедрить КИС. Таким предприятиям нужны легко настраиваемые недорогие средства оперативного управления и поддержки принятия решений.