Понятие интегрированной и корпоративной информационных систем.

Понятие интегрированной и корпоративной информационных систем.

Лекция 10. Информационные технологии решения задач управления

Основные требования к созданию ЭС.

Преимущество ЭС.

1) беспристрастность и объективность (нет предубеждений)

2) работают систематизированно, рассматривают и анализируют, выбирают наилучший вариант

3) позволяют перерабатывать большой объем знаний

4) системы устойчивы к помехам

Проблемы использования:

1) отсутствие опыта работы с ЭС затрудняет использование

2) остается проблема приведения знаний, полученных от эксперта к виду удобному для эффективной машинной реализации

3) использование ЭС приемлемо в узких предметных областях и неэффективно в больших

4) использование ЭС иногда позволяет отказаться от высококвалифицированных специалистов, что снижает эффективность ее взаимодействия с пользователем.

Отличие ЭС от традиционных программ.

Самое главное различие состоит в том, что ЭС манипулируют знаниями, тогда как обычные программы – данными.

Фирма Teknowledge, которая занимается производством коммерческих ЭС, описывает эти различия, как показано в таблице

Таблица 1- Сравнение технологии обработки данных и технологии инженерии знаний.

Обработка данных Инженерия знаний
1. Представление и использование данных 2. Алгоритмы 3. Повторный прогон 4. Эффективная обработка больших баз данных 1. Представление и использование знаний 2. Эвристики 3. Процесс логического вывода 4. Эффективная обработка больших баз знаний

 

1. Компетентность

· ЭС должна достигать того же уровня профессионализма, что и эксперты – люди

· ЭС должна быть умелой – должна применять знания для получения решений эффективно и быстро, используя приемы и ухищрения, какие применяют эксперты

· ЭС должна иметь адекватную работоспособность – глубокое и широкое понимание предмета.

2. Символьные рассуждения.

· представлять знания в символьном виде

· переформулировать символьные значения

3. Глубина

· ЭС должна работать в узкой предметной области, содержащей трудные, нетривиальные задачи

· Использовать сложные правила

4.Самосознание

· ЭС имеют значения, позволяющие им рассуждать о их собственных действиях и структуру, управляющую такие рассуждения

· У большинства ЭС есть механизм объединения.

Это знания, необходимые для объяснения того, каким образом система пришла к данным решениям.

 

 

Вопросы:

2. Краткий обзор российского рынка корпоративных информационных систем предприятием.

Рассматривая классификацию информационных систем, мы отмечали, что наибольший эффект дает применение интегрированных систем, охватывающих все сферы деятельности предприятия.

В последнее время интегрированные и корпоративные информационные системы управления предприятиями отождествляют. В чем сходства и различия данных систем?

Интегрированные ИС охватывают автоматизацией все сферы деятельности предприятия: учет и анализ, планирование, формирование и контроль исполнения бюджетов, управление производством и продажами в первую очередь на оперативном и тактическом уровнях управления и лишь частично на стратегическом уровне.

Корпоративная система управления (КИС) предприятием ¾ это управленческая идеология, объединяющая бизнес-стратегию предприятия (с выстроенной для ее реализации структурой) и передовые информационные технологии. Ведущую роль здесь играет система управления, а автоматизация выполняет второстепенную роль. «Корпоративность» в определении КИС означает соответствие системы нуждам крупной фирмы, имеющей сложную территориальную структуру, и объединяющую все функциональные подсистемы.

КИС охватывают оперативный, тактический и стратегический уровни управления. В КИС особое значение приобретают проблемы правильной организации информационного обеспечения, свойственные для крупных организаций:

-определение уровней иерархии,

- агрегирования информации,

- консолидации данных и отчетов в головном офисе,

- организации доступа к данным и их защиты,

-актуализации данных и их непротиворечивости.

Признаки сходства интегрированной и корпоративной ИС:

· Комплексный подход и максимальная автоматизация управленческих функций,

· Использование распределенных технологий обработки данных,

· Функционирование систем на базе АРМ специалистов,

· Программные продукты построены по модульному принципу.

 

Различия интегрированной и корпоративной ИС:

 

· Интегрированные системы лишь частично охватывают автоматизацией стратегический уровень управления, КИС обеспечивают эффективную информационную поддержку всех уровней управления;

· КИС позволяют использовать интеллектуальные информационные технологии (экспертные системы, системы поддержки принятия управленческих решений), в интегрированных системах это не предусмотрено;

· КИС обеспечивают агрегирование информации, консолидацию данных и отчетов в головном офисе, организации доступа к данным и их защиту.

В настоящее время на российском рынке информационных систем управления предприятием можно выделить три группы.

Первая группа - это крупные корпоративные пакеты зарубежных разработчиков класса MRP II/ERP, ориентированные на управление на основе бизнес-процессов..

Данную группу образуют комплексы интегрированных приложений для автоматизации всей деятельности предприятия различного уровня: от крупной корпорации до среднего предприятия. К данной группе относятся продукты высшего ценового класса от SAP AG (R/3), ORACLE (Oracle Application), BAAN (BAAN IV), и др. Западные системы обычно сделаны «под ключ», поставщики внедряют свои системы как самостоятельно, так и с помощью российских партнеров. Формирование стоимости систем трехуровневое и включает стоимость лицензии на инсталляцию, стоимость консалтинга и обучения персонала, стоимость настройки и внедрения. Причем стоимость настройки и внедрения в три-четыре раза выше стоимости инсталляции системы.

Вторая группа- это средние корпоративные пакеты отечественных разработчиков (Галактика, Парус, БОСС-Корпорация). Используя западные платформы, например СУБД ORACLE, российские производители предлагают свои корпоративные системы управления, превосходящие западные по двум основным параметрам ¾ доступным ценам и учету российской специфики уже в исходных модулях. Однако, они еще не достигли полной реализации технологий MRPII/ERP II.

Третья - малые интегрированные и локальные пакеты отечественных разработчиков.

В таблице 1 приведены примеры наиболее известных систем

Таблица 1- Примеры систем управления предприятием

 

Класс систем Название Разработчик Стоимость, в тыс. $
Крупные интегрированные системы R/3 Baan IV Oracle E-Business Suite SAP Baan Oracle Свыше 500
Средние интегрированные системы JD Edwards SyteLine Галактика Парус Босс-Корпорация Edwards SOCAP Галактика, Россия Парус, Россия АйТи, Россия 200- 500
Малые интегрированные системы Concord XAL Scala Platinum SQL БЭСТ-ПРО Columbus IT Partner Scala Platinum Software Corporation Интеллект-Сервис, Россия 50- 300
Локальные системы 1C БЭСТ Инфин 1С, Россия Интеллект-Сервис, Россия Инфин, Россия 5 - 50

 

Оценка эффекта внедрения системы автоматизации управления существенно зависит от сектора экономики и конкретного предприятия. Для издержек внедрения можно использовать оценки затрат времени и средств, показанные в таблице 2.

Таблица 2- Издержки внедрения систем управления предприятием

 

Показатели Локальные системы Малые интегрированные системы Средние корпоративные системы Крупные корпоративные системы
Внедрение Простое; "коробочный вариант" Поэтапное или "коробочный вариант", более 4 мес. Только поэтапное, более 6-9 мес. Поэтапное сложное, более 9-12 мес.
Функциональность Учетные системы Комплексный учет и управление финансами Комплексный учет, управление снабжением, производством, сбытом, финансами, овладение стратегиями развития.
Соотношение затрат на лицензию/ внедрение /оборудование 1/0.5/2 1/1/1 1/2/1 1/1-5/1
Примерная стоимость, тыс. $ 5- 50 50-300 200-500 500 и более

 

Крупные КИС, чаще всего, не являются готовым продуктом, но представляют собой совокупность программных модулей и баз данных, а также технологию их настройки и применения. В связи с высокой стоимостью и сложностью таких систем, они доступны только крупным предприятиям. Процесс внедрения КИС на предприятии обычно занимает от 6 до 18 месяцев. При этом предполагается, что предприятие имеет четко определенную структуру управления, которая не подвержена резким изменениям. Модель этой организационной структуры закладывается в основу информационной системы. Предприятие, находящееся на этапе выбора стратегии развития, не имеющее четко определенной эффективной организационной структуры, не в состоянии внедрить КИС. Таким предприятиям нужны легко настраиваемые недорогие средства оперативного управления и поддержки принятия решений.