Таким образом, консерватизм базируется на таких принципах, как традиционализм, антирационализм, антииндивидуализм.
Консервативная идеология содержит следующие ценности:
- религиозные и духовные цели политической деятельности;
- культ нравственности;
- авторитет школы, семьи и церкви;
- культ традиций;
- культ национальной культуры;
- патриотизм;
- приоритет интересов государства перед интересами индивида;
- сильное иерархическое государство;
- конкретно-историческая обусловленность уровня прав и свобод;
- прагматизм;
- здравый смысл;
- постепенность и осторожность перемен.
Философию современного консерватизма (неоконсерватизма) можно выразить положениями, приведенными политологом Росситетом:
- существование универсального морального порядка, санкционируемого и поддерживаемого религией;
- безнадежно несовершенная природа человека, у которого под покровом цивилизованного человека всегда скрывается неразумение и. греховность;
- естественное неравенство людей в отношении физического и умственного развития;
- необходимость общественных классов и групп и, следовательно, безрассудность попыток социального уравнительства с помощью силы закона;
- важнейшая роль частной собственности для достижения личной свободы, защиты социального порядка;
- ненадежность прогресса; признание того, что традиционные нормы являются главной движущей силой прогресса, которого способно достичь общество;
- необходимость активного участия аристократии в государственном управлении;
- ограниченность сферы человеческого разума и, следовательно, важность традиций, инстинктов, символов, ритуалов и даже предрассудков;
- подверженность ошибкам и потенциальная тирания правления большинства и, следовательно, желательность рассредоточения, ограничения и сбалансированности политической власти...».
Как видим, неоконсерватизм, сохраняя приверженность традиционным ценностям, тем не менее, воспринял от либерализма идею общественного развития, исторической и социальной активности человека, демократизации общественной жизни. В то же время он выступает против социалистических идей государственного регулирования экономики и национализации промышленности.
Несмотря на приверженность общественным идеалам, неоконсерватизм выступает против коллективизма. От либеральной философии консерватизм отличает примат общественных ценностей над индивидуальными, а от социалистической - защита индивидуальной собственности. Идеал человека, в консервативной философии, это индивид, достигающий своих целей на благо всего общества.
Современный консерватизм не стремится повернуть общество назад. Не стоит отождествлять консерваторов с реакционерами. Они не настаивают на возвращении к монархии или теократии. Они выступают за естественное движение общества с учетом развития цивилизации. Так, один из ведущих теоретиков неоконсерватизма в Германии Г. Рормозер считает основным недостатком современного общества ослабление моральных устоев, снижение действенности экономических регуляторов. Для преодоления этих негативных факторов неоконсерваторы предлагают модель «социального рыночного хозяйства», заключающуюся в усилении действия рыночных механизмов, уменьшения роли государства в экономике (при усилении ее в политике), сплочение нации на основе Общественной (а не индивидуалистической) морали. Усиливающаяся роль государства должна проявляться в активной внешней политике, в самоутверждении нации в мире. Для неоконсерваторов характерен поиск врага на мировой арене в целях «сплочения народа», усиление роли государства в жизни общества, превалирование общих интересов нации над частными, индивидуальными, возвращение к традиционным ценностям (семья, религия, национальные традиции, уважение старших).
В политической практике идеи неоконсерватизма лежали в основе программ Р. Рейгана, Дж. Буша (США), М. Тэтчер, Дж. Мейджора (Великобритания), Ф. И. Штрауса и Г. Коля (Германия). Они оказали существенное влияние на развитие ведущих держав мира в 80-90-е годыXX века.