Таким образом, консерватизм базируется на таких принципах, как традиционализм, антирационализм, антииндивидуализм.

Консервативная идеология содержит следующие ценности:

  • религиозные и духовные цели политической деятельности;
  • культ нравственности;
  • авторитет школы, семьи и церкви;
  • культ традиций;
  • культ национальной культуры;
  • патриотизм;
  • приоритет интересов государства перед интересами индивида;
  • сильное иерархическое государство;
  • конкретно-историческая обусловленность уровня прав и свобод;
  • прагматизм;
  • здравый смысл;
  • постепенность и осторожность перемен.

Философию современного консерватизма (неоконсерватизма) можно выразить положениями, приведенными политологом Росситетом:

  • существование универсального морального порядка, санкционируемого и поддерживаемого религией;
  • безнадежно несовершенная природа человека, у которого под покровом цивилизованного человека всегда скрывается неразумение и. греховность;
  • естественное неравенство людей в отношении физического и умственного развития;
  • необходимость общественных классов и групп и, следовательно, безрассудность попыток социального уравнительства с помощью силы закона;
  • важнейшая роль частной собственности для достижения личной свободы, защиты социального порядка;
  • ненадежность прогресса; признание того, что традиционные нормы являются главной движущей силой прогресса, которого способно достичь общество;
  • необходимость активного участия аристократии в государственном управлении;
  • ограниченность сферы человеческого разума и, следовательно, важность традиций, инстинктов, символов, ритуалов и даже предрассудков;
  • подверженность ошибкам и потенциальная тирания правления большинства и, следовательно, желательность рассредоточения, ограничения и сбалансированности политической власти...».

Как видим, неоконсерватизм, сохраняя приверженность традиционным ценностям, тем не менее, воспринял от либерализма идею общественного развития, исторической и социальной активности человека, демократизации общественной жизни. В то же время он выступает против социалистических идей государственного регулирования экономики и национализации промышленности.

Несмотря на приверженность общественным идеалам, неоконсерватизм выступает против коллективизма. От либеральной философии консерватизм отличает примат общественных ценностей над индивидуальными, а от социалистической - защита индивидуальной собственности. Идеал человека, в консервативной философии, это индивид, достигающий своих целей на благо всего общества.

Современный консерватизм не стремится повернуть общество назад. Не стоит отождествлять консерваторов с реакционерами. Они не настаивают на возвращении к монархии или теократии. Они выступают за естественное движение общества с учетом развития цивилизации. Так, один из ведущих теоретиков неоконсерватизма в Германии Г. Рормозер считает основным недостатком современного общества ослабление моральных устоев, снижение действенности экономических регуляторов. Для преодоления этих негативных факторов неоконсерваторы предлагают модель «социального рыночного хозяйства», заключающуюся в усилении действия рыночных механизмов, уменьшения роли государства в экономике (при усилении ее в политике), сплочение нации на основе Общественной (а не индивидуалистической) морали. Усиливающаяся роль государства должна проявляться в активной внешней политике, в самоутверждении нации в мире. Для неоконсерваторов характерен поиск врага на мировой арене в целях «сплочения народа», усиление роли государства в жизни общества, превалирование общих интересов нации над частными, индивидуальными, возвращение к традиционным ценностям (семья, религия, национальные традиции, уважение старших).

В политической практике идеи неоконсерватизма лежали в основе программ Р. Рейгана, Дж. Буша (США), М. Тэтчер, Дж. Мейджора (Великобритания), Ф. И. Штрауса и Г. Коля (Германия). Они оказали существенное влияние на развитие ведущих держав мира в 80-90-е годыXX века.