СЧЕТА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ

ЛЕКЦИЯ 4

1. Система счетов бухгалтерского учета

2. Сущность двойной записи

3. Понятие о хронологической и систематической записях

4. Понятие о синтетическом и аналитическом учете

5. Обобщение и проверка данных текущего учета

Литература: План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций: приказ МФ РФ от 31.10.2000 № 94-Н (ред. от 18.09.2006).

Первый вопрос: Система счетов бухгалтерского учета.

Бухгалтерские счета – это способ систематизации изменений, происходящих в состоянии объектов бухгалтерского учета, с целью текущего контроля производственной, хозяйственной, финансовой деятельности организации. Счета представляют собой двухступенчатую систему группировки изменений:

1 ступень – изменения группируются по объектам учета (для каждого объекта учета предусмотрен один или несколько счетов);

2 ступень – изменения, вызывающие увеличение объекта записываются и учитываются отдельно от изменений, вызывающих уменьшение объекта, что и предопределило форму счета в виде двусторонней таблице.

Количество, названия, коды счетов регламентированы Планом счетов бухгалтерского учета.

Название счетов и название объектов учета, как правило, совпадают, но есть ряд исключений:

1 – если название объекта начинается со слова «Задолженность …», то название счета – «Расчеты…»;

2 – объекту незавершенное производство соответствует счет 20 «Основное производство»;

3 – экономически однородные, но прямо противоположные объекты учитываются на одном счете (76, 99);

Графически счет представляет собой двустороннюю таблицу. Обязательными реквизитами счета являются: название счета, код счета, названия сторон: ДЕБЕТ и КРЕДИТ, кроме того, элементами счета являются:

Сальдо – остаток на начало или конец месяца.

Оборот – итог записей по Д (дебетовый оборот) или К (кредитовый оборот).

По отношению к балансу счета делятся на две группы:

- активные счета – для учета изменений в имуществе (активах)

- пассивные счета – для учета изменений в капитале и обязательствах

- активно-пассивные счета – для учета изменений в двух экономически однородных, но прямо противоположных объектах (актив – дебиторская задолженность и обязательство – кредиторская задолженность).

Записи на счетах ведут по единым правилам, но расположение отдельных реквизитов на активных и пассивных счетах различно.

Д-т А К-т Д-т П К-т

С н -       С н -
+ -   - +
Д оборот - К оборот -   Д оборот - К оборот -
С к -       С к -

 

Текущий учет начинается с открытия счетов, счета открываются ежемесячно.

Открыть счет – записать сальдо начальное. Разнести на счета (сделать разноску) – записать на счетах изменения, которые произошли с объектами учета под влиянием ХО. Закрыть счет – подсчитать сальдо конечное. С к = С н + оборот увеличения – оборот уменьшения.

А счета Ск = С н + Д оборот – К оборот

П счета С к = С н + К оборот – Д оборот

Текущий учет ведется в следующей последовательности:

- открываются счета

- разносятся на счета суммы ХО за текущий период

- подсчитываются обороты

- счета закрываются (подсчитывается Ск)

Совокупность счетов используемых на конкретном предприятии – Главная книга.

Второй вопрос: Сущность двойной записи.

Любая хозяйственная операция вызывает изменения в двух взаимосвязанных объектах учета. Двойственный характер хозяйственных операций вызывает необходимость в специальном способе их регистрации – метод двойной записи – элемент метода бухгалтерского учета, при котором сумма каждой хозяйственной операции отражается на двух, взаимосвязанных экономическим содержанием хозяйственной операции счетах, по дебету одного и кредиту другого счета (счета связаны суммой хозяйственной операции). Возникающая между счетами связь – корреспонденция счетов, счета называются – корреспондирующие, указание корреспонденции счетов и суммы хозяйственной операции – бухгалтерская проводка (Д К Сумма), контировка, счетная формула. Для того, чтобы правильно составить бухгалтерскую проводку необходимо:

1 – согласно содержанию хозяйственной операции определить объекты бухгалтерского учета, в которых произошли изменения (уточнить: активы, капитал, обязательство ХП);

2 – определить характер изменений (увеличение или уменьшение);

3 – установить счета, предназначенные для учета изменений в этих объектах;

4 – определить корреспонденцию счетов, записать бухгалтерскую проводку.

Примеры: смотри лекцию 3, вопрос 3.

1.Получены наличные на выдачу заработной платы – 40

 

2.Удержан налог на доходы из заработной платы работников предприятия – 15

 

3.Оприходованы материалы, полученные от поставщиков – 100

 

 

4.Выдана заработная плата работникам п/п – 35

 

Значение двойной записи:

1 – экономический контроль за учетными записями – по корреспонденции счетов без пояснительного текста можно определить содержание и характер хозяйственной операции.

2 – осуществляется арифметическая проверка данных текущего учета, так как сумма каждой хозяйственной операции отражается по Д одного и К другого счета, следовательно, итоги оборотов по Д и К всех счетов за отчетный месяц должны быть равны между собой, в противном случае имеет место ошибка (в силу двойной записи).

Виды бухгалтерских проводок:

1 – простые – Д одного счета противопоставлен К другого счета;

2 – сложные – Д одного счета противопоставлен К нескольких счетов или наоборот. Сложная корреспонденция счетов не нарушает сущности двойной записи, так как сложную проводку можно разложить на несколько простых.

Пример: перечислено с расчетного счета 100 рублей, в том числе:

- в погашение задолженности перед поставщиком – 40

- задолженность бюджету по налогу на прибыль – 30

- задолженность пенсионному фонду – 20

- в кассу на хозяйственные расходы – 10

 

3 – отрицательные – метод «красное сторно» - используется, если необходимо уменьшить сумму уже отраженной хозяйственной операции (для исправления ошибок или доведения плановых показателей до фактических). Красное сторно – специальный способ записи, при котором сумма хозяйственной операции записывается красным или берется в рамку, что означает – отрицательное число, т.е. эту сумму необходимо вычитать из общей суммы дебетового или кредитового оборота счета.

Пример: сдана на склад готовая продукция по плановой себестоимости – 100.

В конце месяца определена фактическая себестоимость готовой продукции – 85.

 

Третий вопрос: Понятие о хронологической и систематической записях

Все хозяйственные операции отражаются в текущем учете в двух направлениях:

- в хронологическом порядке (по мере свершения)

- в систематическом порядке (в системе счетов бухгалтерского учета)

Хронологическая запись осуществляется с целью контроля за полнотой охвата всех хозяйственных операций в «Журнале регистрации хозяйственных операций за ___месяц».

Журнал регистрации хозяйственных операций за февраль 20ХХ года

Дата Документ Содержание хозяйственной операции Бух.проводка
Д К Сумма
2.02 ПКО, чек Получены наличные на выдачу заработной платы      
3.02 РКО, пл.в/д Выдана заработная плата      
5.02 Пл.в/д, карточка депонента Депонирована заработная плата      
10.02 РКО, объявление на взнос наличными Возвращен на расчетный счет остаток невыданной заработной платы      
15.02 Платежное требование, выписка банка Оплачены счета поставщиков материалов      
      ИТОГО      

 

С помощью хронологической записи определяют общую массу хозяйственных операций за месяц (итого по Журналу регистрации хозяйственных операций). Параллельно с хронологической ведут систематическую запись, т.е. осуществляют группировку изменений в разрезе каждого объекта бухгалтерского учета на счетах. На практике систематическая запись называется разноской по счетам.