Основные направления современной военной реформы

1.Сокращение Вооружённых Сил до 1 миллиона человек.

2.Кардинальное улучшение жизни военнослужащих и членов их семей.

3.Перевооружение армии и флота на современные образцы ВВТ

4.Реорганизация структуры управления армии и флота.

5.Реформа военного образования.

 

Даже краткий анализ истории военных реформ показывает, что в нашем Отечестве накоплен богатый опыт их проведения. Рачительный и творческий подход к этому опыту позволяет извлечь немало весьма актуальных для нашего времени уроков:

1. При всем своеобразии проводимых военных реформ они имеют общие принципы. Важнейшими среди них являются:

─ связь преобразований в армии и на флоте с переменами в обществе в целом;

─ всеобъемлющий характер военных реформ, затрагивающих весь армейский организм;

─ необходимость следования заранее выработанной программе;

─ постепенность и последовательность реформирования;

─ жизненность и практичность реформ и другие.

2. Военная реформа должна носить комплексный, системный характер. Она не может быть сведена лишь к реорганизации и сокращению вооруженных сил и должна включать коренные преобразования

─ в военно-политической,

─ военно-правовой,

─ военно-технической,

─ военно-научной,

─ собственно военной сферах.

3. Большое значение для осуществления военных реформ имеет общее состояние экономики страны. Через все реформы просматривается неуклонно действующая двойственная закономерность:

─ с одной стороны, без достаточных финансовых, материальных средств реформы тормозились либо проводились половинчато;

─ с другой стороны, дорогостоящая военная реформа, превышающая экономические возможности страны, заведомо обречена на провал.

Это особенно актуально в наше время-в условиях кризисного состояния экономики. Сегодня каждый рубль военного бюджета должен с максимальной эффективностью работать на оборону.

4. Огромную роль в реализации планов военных реформ играет духовный фактор. Исторический опыт свидетельствует, что без организации и развития духовных сил армии реформа неосуществима.

Внастоящее время, когда Россия переживает период радикальных социальных преобразований, далеко неоднозначно воспринимаемых обществом, этот исторический урок весьма важен. Оннапоминает о том, что успех реформы Вооруженных Сил немыслим без активной информационно-воспитательной работы, направленной на обеспечение её широкой поддержки в армии и обществе.

5. Использование зарубежного опыта военных реформ должно

сочетаться с национальной самобытностью.

Исторический опыт России подтверждает, что бездумное подражание чужому опыту приводит к тому, что мы схватываем лишь внешнюю сторону явления, оставляя за гранью нашего внимания его истинную суть. “Россия-отмечал русский философ И.А. Ильин, - не есть пустое вместилище, в которое можно механически, по произволу вложить всё, что угодно, не считаясь с законами её духовного организма”.

6. В реализации планов реформ особая роль отводиться офицерскому корпусу. Командному составу армии уделяли самое пристальное внимание все без исключения реформаторы. Успех намеченного во многом будет определяться тем, насколько удастся в столь непростых экономических и социальных условиях сохранить наш офицерский корпус, повысить его престиж, привлекая в его ряды лучших представителей нашего общества.

 

Вывод по третьему вопросу.

Военная реформа, начатая в 1992 году, является одной из уникальных в истории Отечества. Ее общественно-политической основой и ядром преобразований является создание в России Вооруженных Сил нового исторического и социального типа. Отныне -это сугубо оборонительные Вооруженные Силы, используемые только для защиты жизненно важных интересов Российской Федерации.


Заключение

Осмысление опыта военных реформ России позволяет сделать вывод:

все они проводились с тем, чтобы привести военную организацию страны в соответствие с требованиями конкретного исторического момента, разрешить противоречия, вызванные социально-экономическими и внешнеполитическими условиями.

Таким образом, в современной военной реформе может и должен бытьотражен и учтен опыт преобразований военной системы нашего общества на протяжении последних веков. Творческий подход к наследию предков будет способствовать более динамичному и стабильному развитию ВооружённыхСилРоссии.


 

Задание на самостоятельную подготовку:

Изучить текст лекции, быть готовым к контрольному опросу.

 

Литература:

1. Военная история России. Люди, события, факты. - М.: Изд. ЗАО "Мос­ковские учебники - СиДи Пресс", 2002. - 168 с.

2. Ключевский В. Сочинения в 9 т. - М., 1987 - 1990.

3. Марушенко В. Исторический опыт и уроки военного реформирования в России // Ориентир. - 2006 - № 2.

4. . Артамонов В.А. "Пётр I и регулярная армия". Военно-исторический журнал, 1992, № 9.

5. Военные реформы России: история и современность. - М.: ГАВС, 2007.

6. Лобов В.Н. Очерки истории отечественных военных реформ. - М., 1995.

7. Во имя России: Российское государство, армия и воинское воспитание. Учебное пособие по общественно-государственной подготовке для офицеров, прапорщиков, мичманов ВС РФ. Под ред. В.А. Золотарева, В.В. Марущенко. «АМЛИКС», 2001.

8. На службе Отечеству. Об истории Российского государства и его вооружённых силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы. Книга для чтения по общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) ВС РФ. Авт.: Авдеев В.А., Азаров В.М., Антошин С.С. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. М.:, 1999.

 

Преподаватель кафедры ВВС и РЭБ

подполковник запаса

А.Сергиенко

 

«____»_____________20___г.