Истина и заблуждение.

Итак, истина есть характеристика меры адекватности знания, постижения сути объекта субъектом. Что может быть противоположно истине?

Как говорил Спиноза: «Истина есть отличительный признак и для себя, и для ложного».

Мнение – в греческой традиции противоположность истины. Мир мнений – мир толпы, мир общественных химер, где благодаря доказательство подменено психологическим убеждением или даже целенаправленным внушением. СМИ – чаще всего форма культивирования постоянного со-мнения в противоположность доказательному и аргументированному знанию, то есть критическому и рациональному со-знанию науки и философии.

Антиподом истины является ложь. Ложь обычно понимается как преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину. Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Ложь укоренена в повседневной и социальной жизни, имеется всюду, где взаимодействуют люди. В основе лжи всегда лежит корыстный расчет, связанный с прагматичным использованием – сокрытием – знания в собственных целях. Есть люди, для которых ложь - принцип их бытия.

Понятие «ложь» оказывается близким по смыслу к понятию «дезинформация» (социально-политическая форма лжи). «Дезинформация - передача (объективно) ложного знания как истинного или (объективно) истинного знания как ложного; оно не зависит однозначно от интенции информатора» (Свинцов В. И. «Заблуждение, ложь, дезинформация (соотношение понятий и терминов)» // «Философские науки». 1982. № 1. С. 83). Дезинформационная интенция при этом есть стремление информатора ввести реципиента в состояние заблуждения; оно проявляется в том, что имеющаяся у информатора оценка знания как истинного или ложного противоположна той, которая сообщается реципиенту.

От лжи и дезинформации следует отличать заблуждение. Заблуждение - это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное, т.е. непреднамеренная трактовка ложного знания как истинного и наоборот. Заблуждение представляет собой своеобразное теоретико-познавательное явление. Оно есть непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту. Свойство непреднамеренности делает его существенно отличающимся от лжи и дезинформации. Заблуждение представляет собой нежелательный, но правомерный зигзаг на пути к истине. Тут уместно напомнить слова И.В. Гете: «Кто ищет, вынужден блуждать». Заблуждения могут вести к созданию проблемных ситуаций, способствовать нахождению правильного пути решения проблем, построению истинной теории и определению границ ее применимости

Итак, с нравственной точки зрения заблуждение - это добросовестная неправда, а ложь и обман - недобросовестная неправда, хотя можно привести немало примеров тому, когда "ложь во спасение" выступает как нечто нравственно оправданное: разведчик вынужден логикой своего дела жить в атмосфере всевозможных легенд; врач с утешительной целью вынужден, исходя из благородных побуждений, нередко скрывать опасное положение больного; правительство во время войны вынуждено прибегать к допущению различного рода вымышленной информации с целью удержания морального состояния народа и войск в духе бодрости и уверенности и т.п.

Трудность отличения истины от заблуждения в каждый данный момент не означает, что истины нет или что не изменяется объем этой истины. Истина есть, но она находится в процессе формирования и роста. Находясь в составе достоверного (или вероятного) знания, элементы объективной истины определяют направление развития знания. В науке имеет место непрерывный рост объема истинного знания.