Правовое регулирование информационных процессов
Вопросы правового регулирования в сфере информационных технологий (в т. ч. электронного документооборота) отражены в следующих основных нормативно-правовых актах действующего российского законодательства федерального уровня:
♦ Конституция Российской Федерации;
♦ Гражданский кодекс Российской Федерации;
♦ Уголовный кодекс Российской Федерации;
♦ Бюджетный кодекс Российской Федерации;
♦ Федеральный закон № 24-ФЗ от 20 февраля 1995 года «Об информации, информатизации и защите информации»;
♦ Федеральный закон № 1-ФЗ от 10 января 2002 года «Об электронной цифровой подписи»;
♦ Федеральный закон № 126-ФЗ от 7 июля 2003 года «О связи»;
♦ Федеральный закон № 85-ФЗ от 4 июля 1996 года «Об участии в международном информационном обмене»;
♦ Федеральный закон № 3523-1 от 23 сентября 1992 года «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»;
♦ Федеральный закон № 5351-1 от 9 июля 1993 года «Об авторском праве и смежных правах»;
♦ Федеральный закон № 2124-1 от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации»;
♦ Федеральный закон № 5485-1 от 21 июля 1993 года «О государственной тайне»;
♦ Федеральный закон № 77-ФЗ от 29 декабря 1994 года «Об обязательном экземпляре документов».
Могут быть выбраны следующие направления совершенствования действующего законодательства в области информатизации:
♦ систематизация и кодификация действующей нормативной базы;
♦ создание единой терминологической базы нормативных документов, регулирующих отношения в области информатизации;
♦ устранение противоречий с федеральными законами, выявление неэффективных законотворческих норм в законодательстве;
♦ разработка нормативной базы для работы с персональными данными;
♦ разработка нормативного обеспечения взаимодействия граждан с органами власти;
♦ разработка регламентов взаимодействия различных информационных систем.
Рассмотрим общие вопросы оценки эффективности внедрения информационных технологий государственного и муниципального управления.
Эффективность функционирования системы государственного регулирования может быть определена по следующим направлениям:
♦ взаимодействие с гражданами и предприятиями;
♦ внутренняя работа учреждения;
♦ взаимодействия органов власти между собой.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет повысить эффективность взаимодействия граждан и организаций с органом государственной власти. Достоверная, оперативная, полная и актуальная информация о деятельности органов власти размещается на веб-сайте. Это позволяет существенно упростить гражданам процесс поиска требуемой информации, снизить затраты времени Государственных служащих на разъяснения, а также уменьшить количество ошибок. Так, в Федеральной налоговой службе РФ объем информации, поступающей от юридических лиц, составляет около 800 млн листов в год, трудозатраты на ввод этих данных составляют 3,2 млн человеко-дней. Автоматизация сбора и учета налоговых поступлений обеспечит как минимум 50 %-ное сокращение трудозатрат.
Кроме того, граждане и организации должны иметь возможности посредством Интернета делать запросы и получать справки, передавать в органы государственного управления предусмотренную законом отчетность. При этом отслеживается состояние запросов.
Например, внедряемая в Федеральной таможенной службе РФ система электронного декларирования грузов позволяет импортерам заполнять таможенные декларации в электронном виде. В результате среднее время оформления импортируемых грузов на границе сокращается с нескольких часов до 18 минут [20].
На основе информационных и телекоммуникационных технологий возможна реализация так называемого «принципа одного окна», который предполагает наличие одной точки входа для взаимодействия с органами власти всех уровней.
Прямой экономический эффект от внедрения информационных и телекоммуникационных технологий связан:
♦ с высвобождением площадей, затрачиваемых ранее на хранение документов;
♦ с сокращением числа сотрудников при росте объема работ с документами;
♦ с сокращением времени выполнения бизнес-процессов органов государственного и муниципального управления (связанным, в частности, с экономией времени на операциях с документами).
В России только обработкой документов занято около 400 тыс. госслужащих, временные затраты граждан на ходьбу по инстанциям составляют от 3 до 4 млрд человеко-часов в год, а каждый документ копируется до 20 раз. Применение информационных технологий позволит экономить до 30 млрд руб. в год [20].
Федеральная целевая программа "Электронная Россия"
Проект ФЦП " Электронная Россия" был одобрен на заседании Правительства РФ 5 июля 2001.
Несмотря на высокие темпы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в последнее десятилетие, Россия не смогла сократить отставание от промышленно развитых стран в уровне информатизации экономики и общества. Негативными факторами, сдерживающими этот процесс являются:
• несовершенная нормативная правовая база, разрабатывавшаяся без учета возможностей современных ИКТ;
• недостаточное развитие ИКТ в области государственного управления;
• отсутствие целостной информационной инфраструктуры и эффективной информационной поддержки рынков товаров и услуг, в том числе в сфере электронной торговли;
• недостаточный уровень подготовки кадров в области создания и использования ИКТ;
• барьеры, возникающие из-за недостатков в регулировании экономической деятельности при выходе российских предприятий и других организаций сферы ИКТ на российский и мировой рынки;
• высокий уровень монополизации сетей связи, создающий барьеры на пути их использования и приводящий к перекосам в тарифной политике.
Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 гг.)" должна обеспечить формирование нормативной правовой базы в сфере ИКТ, развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры. Также она должна сформировать условия для подключения к открытым информационным системам (в том числе посредством сети Интернет), а также обеспечить эффективное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе широкого внедрения ИКТ.
Реализация программы позволит:
- эффективно использовать интеллектуальный и кадровый потенциал России в сфере ИКТ;
- обеспечить гармоничное вхождение России в мировую экономику на основе кооперации и информационной открытости;
- преодолеть отставание России от развитых стран в уровне использования и развития ИКТ;
- обеспечить равноправное вхождение граждан России в глобальное информационное сообщество на основе соблюдения прав человека, в том числе права на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, а также права на обеспечение конфиденциальности любой охраняемой законом информации, имеющейся в информационных системах.
Направления реализации программы:
¨ сформировать эффективную нормативную правовую базу в сфере информационных компьютерных технологий (ИКТ), регулирующую, в том числе, вопросы обеспечения информационной безопасности и реализации прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации;
¨ повысить эффективность взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления как между собой, так и с хозяйствующими субъектами и гражданами на основе использования современных ИКТ;
¨ обеспечить условия для повышения эффективности и более широкого использования ИКТ в экономической и социальной сфере;
¨ повысить уровень подготовки и переподготовки кадров за счет совершенствования образования на базе ИКТ;
¨ содействовать развитию независимых средств массовой информации посредством стимулирования внедрения ИКТ в их деятельность;
¨ содействовать развитию телекоммуникационной инфраструктуры и возможностей подключения к открытым информационным системам для граждан и хозяйствующих субъектов, а также существенно повысить качество предоставляемых услуг в этой области;
¨ сформировать единую информационную и телекоммуникационную инфраструктуру, необходимую для совершенствования работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий и других организаций;
¨ сформировать условия, необходимые для широкого использования на товарных рынках России механизмов электронной торговли, способствующих ускорению продвижения товаров (услуг), поддержанию стабильного воспроизводства, удовлетворению нужд потребителей и повышению эффективности управления поставками продукции для федеральных государственных нужд.
Таким образом, в результате создания эффективной системы правового регулирования, функционирования единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, совершенствования системы государственного управления и подготовки кадров в сфере ИКТ будут сформированы предпосылки для структурной перестройки экономики России.