Функции в языке С

Переименование типов

Перечисления

 

Перечисление – это список именованных целых констант. Для описания перечисления используется следующий формат:

enum [имяПеречисления] {списокИменованныхКонстант};

Имя перечисления задается в том случае, если в программе требуется определять переменные этого типа. Каждая из именованных констант может быть инициализирована. Если инициализатор не указывается, он вычисляется прибавлением единицы к значению предыдущей константы. Первая константа при отсутствии инициализации получает значение ноль. При выполнении арифметических операций именованные константы заменяются соответствующими им целыми числами. Примеры:

enum boolean {NO, YES}; // NO = 0, YES = 1

boolean bool; //описали переменную bool типа boolean

bool = YES; //bool = 1

if (bool)

{

. . .

}

 

enum months {JAN=1, FEB, MAR, APR, MAY, JUN, JUL, AUG, SEP, OCT, NOV, DEC};

months mon; // FEB=2, MAR=3, APR=4, . . . , DEC=12

mon = DEC; //mon = 12

if (mon > FEB && mon < JUN)

{

. . . //весна

}

enum {BELL=’a’, BACKSPACE=’’, NEWLINE=’ ’, TAB=’ ’, VTAB=’v’};

char ch;

while(1)

{

if ((ch = getchar()) == NEWLINE) break;

. . .

}

 

 

 

Для того, чтобы сделать программу более ясной, можно дать типу новое имя с помощью ключевого слова typedef:

typedef Тип НовоеИмяТипа[Размерность];

Размерность может отсутствовать. Примеры:

typedef unsigned int uint;

typedef char message[100];

typedef char * string;

Введенные таким образом имена можно использовать таким же образом, как и имена простых типов данных:

uint i, j ; //две переменные типа unsigned int

message str[10]; //массив из 10 строк по 100 символов в каждой строке

string p = str; //инициализированный указатель на char

Кроме задания типам с длинными описаниями более коротких имен, typedef используется для облегчения переносимости программ: если машинно-зависимые типы объявить с помощью операторов typedef, при переносе программы потребуется внести изменения только в эти операторы.

 

 

Функция – это именованная последовательность описаний и операторов, выполняющая какое-либо законченное действие. Функция может принимать параметры и возвращать значение.

Любая программа на языке С состоит из функций, одна из которых должна иметь имя main (с нее начинается выполнение программы). Другие функции выполняются в момент их вызова.

Любая функция должна быть определена. Определение функции состоит из заголовка и тела:

тип имя ([список параметров]) //заголовок функции

{

тело функции

}

Заголовок функции задает ее имя, тип возвращаемого значения (результата) и список передаваемых параметров. Тип возвращаемого функцией значения может быть любым, кроме массива и функции (но может быть указателем на массив или функцию). Если функция не должна возвращать значение, указывается тип void. Список параметров определяет величины, которые требуется передать в функцию при ее вызове. Элементы списка параметров разделяются запятыми. Для каждого параметра, передаваемого в функцию, указывается его тип и имя.

Тело функции представляет собой последовательность описаний и операторов в фигурных скобках. Пример:

int sumFunc(int n, int m, int p)

{

int result; //эту и 2 последующие строки можно

result = n + m + p; //заменить одной строкой:

return result; // return = n + m + p;

}

Эта простейшая функция, имя которой sumFunc, предназначена для нахождения суммы трех целых чисел n, m и p, которые передаются ей в качестве параметров. Возврат из функции подсчитанной суммы выполняется с помощью оператора, имеющего следующий формат:

return [выражение];

После того как функция определена, ее можно вызывать из других функций программы, например, из главной функции main. Для вызова функции нужно указать ее имя, за которым в круглых скобках через запятую перечисляются имена передаваемых в функцию аргументов. В определении и при вызове одной и той же функции типы и порядок следования параметров и аргументов должны совпадать:

void main()

{

int a = 10, b = 20, c = 30, res;

puts("a = 10, b = 20, c = 30");

res = sumFunc(a, b, c);

printf("a + b + c = %d", res);

}

Если в программе сначала определить главную функцию main, а затем – функцию sumFunc, то перед функцией main нужно будет поместить так называемый прототип функции sumFunc, иначе при выполнении оператора

res = sumFunc(a, b, c);

возникнет ошибка, т.к. функция sumFunc еще неизвестна программе ввиду того, что ее определение находится ниже. В этом случае программа должна выглядеть так:

#include <stdio.h>

int sumFunc(int n, int m, int p); //прототип функции sumFunc

void main() //определение функции main

{

int a = 10, b = 20, c = 30;

puts("a = 10, b = 20, c = 30");

printf("a + b + c = %d", sumFunc(a, b, c)); //вызов функции sumFunc

}

int sumFunc(int n, int m, int p) //определение функции sumFunc

{

return n + m + p;

}

В прототипе функции имена параметров можно не указывать, достаточно лишь указать их тип:

int sumFunc(int, int, int); //прототип функции sumFunc

 

Глобальные, локальные и статические переменные

Все величины, описанные внутри функции, а также ее параметры, являются локальными объектами. Областью их действия является функция. При выходе из функции локальные объекты разрушаются и, следовательно, значения локальных переменных между вызовами одной и той же функции не сохраняются. Если этого требуется избежать, при объявлении локальных переменных используется модификатор static. Статическая переменная инициализируется только один раз при первом выполнении оператора, содержащего ее описание, и сохраняет свое значение между вызовами содержащей ее функции:

#include <stdio.h>

void func(int n)

{

static int a = 0;

a += n;

printf("%d ", a);

}

void main()

{

func(5);

func(5);

func(5);

}

Результат работы программы:

5 10 15

Глобальными переменными называются переменные, которые описываются в начале программы (сразу же за директивами препроцессора) вне любых функций. Глобальные переменные видны во всех функциях, где не описаны локальные переменные с теми же именами, поэтому их очень легко можно использовать для передачи значений между функциями. Тем не менее, это не рекомендуется, поскольку затрудняет отладку программы и препятствует помещению функций в библиотеки общего пользования. Нужно стремиться к тому, чтобы функции были максимально независимы, а их интерфейс полностью определялся заголовком описания функции.