Основные цели и задачи в управлении персоналом
«Управление персоналом организации— целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом. Управление персоналом заключается в формировании системы управления персоналом; планировании кадровой работы, разработке оперативного плана работы с персоналом; проведении маркетинга персонала; определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале. Управление персоналом организации охватывает широкий спектр функций от приема до увольнения кадров».
Основной задачейявляется познание закономерностей и факторов поведения и их применение в достижении целей организации с учетом личных и групповых интересов персонала. В идеале создается развивающаяся организация, работающая по принципу сотрудничества, в которой реализуется движение к общеорганизационным, групповым и индивидуальным целям.
Каждая организация в работе с персоналом решает одни и те же основные задачи, вне зависимости от специфики деятельности. Во-первых, каждая организация привлекает необходимые для достижения ее целей человеческие ресурсы, то есть сотрудников. Во-вторых, все без исключения организации проводят обучение своих сотрудников, чтобы объяснить стоящие перед ними задачи и привести их навыки и умения в соответствие с этими задачами. В-третьих, организации осуществляют оценку участия каждого из сотрудников в достижении стоящих перед организацией целей. В-четвертых, каждая из организаций в той или иной форме вознаграждает своих сотрудников, то есть каким-то образом компенсирует затраты времени, энергии, интеллекта, которые они несут, работая над достижением организационных целей.
Перечисленные задачи актуальны для любой организации, хотя их острота и формы решения могут различаться. Для их успешного решения каждая организация должна разработать и внедрить особые методы, процедуры, программы, которые в своем единстве будут представлять систему управления человеческими ресурсами, деятельность по управлению персоналом.
Именно организация эффективной деятельности персонала и является основной заботой управления персоналом организации и соответственно менеджера по персоналу. Для достижения этой цели необходимо хорошо представлять себе такие особенности персонала организации:
· особенности индивидуального поведения;
· особенности группового поведения;
· особенности поведения руководителей, членов управленческой команды.
Особенности индивидуального поведения детерминируются многими параметрами, а именно:
· индивидуальные способности, склонности и одаренность - предрасположенность к реализации какой-либо деятельности, ориентация на ее выполнение;
· специфика мотивации - специфика потребностей человека, представление о целях профессиональной деятельности;
· индивидуальные ценности - общие убеждения, вера, мировоззрения, представления о мире;
· демографические - половые и возрастные особенности;
· национальные и культурные особенности - усвоенные в опыте способы, правила и нормы поведения, которые детерминируют конкретные реакции человека в конкретных ситуациях.
Особенности группового поведения связаны со многими параметрами, среди которых основные:
· особенности корпоративной культуры - ценности, правила поведения, характерные для конкретного трудового коллектива;
· феномены групповой динамики - этап развития коллектива, особенности лидерства, способа поведения в ситуации конфликта.
Особенности поведения руководителей являются одной из комплексных проблем, поскольку самих руководителей можно рассматривать как:
· субъектов, имеющих индивидуальные особенности;
· членов некоторой группы, обладающих корпоративной культурой;
· функционеров определенной управленческой технологии, обладающей своими правилами поведения.
Функциональное разделение труда в области управления персоналом предполагает реализацию ряда мер, требующих выполнения поставленных перед менеджером задач (табл. 1).
Таблица 1Перечень и содержание задач функциональных блоков
Состав функциональных блоков | Перечень и содержание задач каждого блока |
1. Определение потребности в персонале (выбор / разработка методики) | • планирование качественной потребности в персонале; • планирование количественной потребности в персонале (с учетом выбора обоснованного метода расчета) |
2. Обеспечение укомплектованности организации персоналом | • сбор и анализ маркетинговой информации по персоналу; • выбор, разработка и использование инструментария удовлетворения потребности в персонале; •вербовка, оценка и отбор персонала |
3. Использование персонала | • определение содержания труда (должностная инструкция); • оценка результативности труда на рабочих местах (выбор / разработка методики); • профориентация и адаптация персонала; • обеспечение безопасности и благоприятных условий труда; • служебные перемещения персонала (понижения/ повышения по службе) |
4. Развитие персонала | • организация обучения и повышения квалификации; • планирование и развитие карьеры; • формирование «корпоративного духа», «корпоративного потенциала» |
5. Мотивация результатов труда и поведения персонала | • разработка структуры оплаты труда и льгот; • управление содержанием и процессом мотивации трудового потенциала; • управление конфликтами |
6. Правовое и информационное обеспечение процесса управления персоналом | • правовое регулирование трудовых взаимоотношений; •формирование информационной базы по персоналу: учет и статистика данных |
Задачи кадровой службы— направления кадровой работы, представление о целях работы с персоналом, конкретизированные с учетом конкретных условий существования организации.
Сформулируем основные задачи по управлению персоналом.
1) Подготовка организационного проекта: проектирование организационной структуры; расчет потребности в персонале; анализ кадровой ситуации в регионе; разработка системы стимулирования труда.
2) Формирование кадрового состава:
• анализ деятельности и формирование критериев отбора кандидатов;
• определение сегмента рынка рабочей силы, из которого целесообразно проводить набор.
3) Разработка системы и принципов кадровой работы:
• формирование кадровой политики и плана кадровых мероприятий;
• формирование самой кадровой службы (организационная структура, набор состава сотрудников);
• разработка системы сбора, хранения и использования
кадровой информации.
• помощь фирме в достижении ее целей;
• эффективное использование мастерства и возможностей работников;
• обеспечение фирмы высококвалифицированными служащими;
• стремление к наиболее полному удовлетворению служащих своей работой, к их наиболее полному самовыражению;
• развитие и поддержание на высоком уровне качества жизни, которое делает желанной работу в этой фирме;
• связь управления персоналом со всеми служащими;
• помощь в сохранении хорошего морального климата;
• управление движением к взаимной выгоде личности, групп предприятий, общества.