Основные цели и задачи в управлении персоналом

«Управление персоналом организации— целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подраз­делений системы управления персоналом, включающая разра­ботку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом. Управление персоналом заключается в формировании системы управления персоналом; планировании кадровой работы, разработке оперативного пла­на работы с персоналом; проведении маркетинга персонала; определении кадрового потенциала и потребности организа­ции в персонале. Управление персоналом организации охва­тывает широкий спектр функций от приема до увольнения кадров».

Основной задачейявляется познание закономерностей и факторов поведения и их применение в достижении целей организации с учетом личных и групповых интересов персонала. В идеале создается развивающаяся организация, работающая по прин­ципу сотрудничества, в которой реализуется движение к об­щеорганизационным, групповым и индивидуальным целям.

Каждая организация в работе с персоналом решает одни и те же основные задачи, вне зависимости от специфики деятельности. Во-первых, каждая организация привлекает необходимые для достижения ее целей человеческие ресурсы, то есть сотрудников. Во-вторых, все без исключения организации проводят обучение своих сотрудников, чтобы объяснить стоящие перед ними задачи и привести их навыки и умения в соответствие с этими задачами. В-третьих, организации осуществляют оценку участия каждого из сотрудников в достижении стоящих перед организацией целей. В-четвертых, каждая из организаций в той или иной форме вознаграждает своих сотрудников, то есть каким-то образом компенсирует затраты времени, энергии, интеллекта, которые они несут, работая над достижением организационных целей.

Перечисленные задачи актуальны для любой организации, хотя их острота и формы решения могут различаться. Для их успешного решения каждая организация должна разработать и внедрить особые методы, процедуры, программы, которые в своем единстве будут представлять систему управления человеческими ресурсами, деятельность по управлению персоналом.

Именно организация эффективной деятельности персонала и является основной заботой управления персоналом организации и соответственно менеджера по персоналу. Для достижения этой цели необходимо хорошо представлять себе такие особенности персонала организации:

· особенности индивидуального поведения;

· особенности группового поведения;

· особенности поведения руководителей, членов управленческой команды.

Особенности индивидуального поведения детерминируются многими параметрами, а именно:

· индивидуальные способности, склонности и одаренность - предрасположенность к реализации какой-либо деятельности, ориентация на ее выполнение;

· специфика мотивации - специфика потребностей человека, представление о целях профессиональной деятельности;

· индивидуальные ценности - общие убеждения, вера, мировоззрения, представления о мире;

· демографические - половые и возрастные особенности;

· национальные и культурные особенности - усвоенные в опыте способы, правила и нормы поведения, которые детерминируют конкретные реакции человека в конкретных ситуациях.

Особенности группового поведения связаны со многими параметрами, среди которых основные:

· особенности корпоративной культуры - ценности, правила поведения, характерные для конкретного трудового коллектива;

· феномены групповой динамики - этап развития коллектива, особенности лидерства, способа поведения в ситуации конфликта.

Особенности поведения руководителей являются одной из комплексных проблем, поскольку самих руководителей можно рассматривать как:

· субъектов, имеющих индивидуальные особенности;

· членов некоторой группы, обладающих корпоративной культурой;

· функционеров определенной управленческой технологии, обладающей своими правилами поведения.

Функциональное разделение труда в области управления персона­лом предполагает реализацию ряда мер, требующих выполнения по­ставленных перед менеджером задач (табл. 1).

 

Таблица 1Перечень и содержание задач функциональных блоков

Состав функциональных блоков Перечень и содержание задач каждого блока
1. Определение потребности в персонале (выбор / разработка методики) • планирование качественной потребности в персонале; • планирование количественной потребности в персо­нале (с учетом выбора обоснованного метода расчета)
2. Обеспечение укомплектованности организации персоналом • сбор и анализ маркетинговой информации по персоналу; • выбор, разработка и использование инструментария удовлетворения потребности в персонале; •вербовка, оценка и отбор персонала
3. Использование персонала • определение содержания труда (должностная инструк­ция); • оценка результативности труда на рабочих местах (выбор / разработка методики); • профориентация и адаптация персонала; • обеспечение безопасности и благоприятных условий труда; • служебные перемещения персонала (понижения/ повышения по службе)
4. Развитие персонала • организация обучения и повышения квалификации; • планирование и развитие карьеры; • формирование «корпоративного духа», «корпоративного потенциала»
5. Мотивация результатов труда и поведения персонала • разработка структуры оплаты труда и льгот; • управление содержанием и процессом мотивации трудового потенциала; • управление конфликтами
6. Правовое и информацион­ное обеспечение процесса управления персоналом • правовое регулирование трудовых взаимоотношений; •формирование информационной базы по персоналу: учет и статистика данных

 

Задачи кадровой службы— направления кадровой работы, представление о целях работы с персоналом, конкретизированные с учетом конкретных условий существования организации.

Сформулируем основные задачи по управлению персоналом.

1) Подготовка организационного проекта: проектирование организационной структуры; расчет потребности в персонале; анализ кадровой ситуации в регионе; разработка системы стимулирования труда.

2) Формирование кадрового состава:

анализ деятельности и формирование критериев отбора кандидатов;

• определение сегмента рынка рабочей силы, из которого целесообразно проводить набор.

3) Разработка системы и принципов кадровой работы:

• формирование кадровой политики и плана кадровых ме­роприятий;

• формирование самой кадровой службы (организационная структура, набор состава сотрудников);

• разработка системы сбора, хранения и использования

кадровой информации.

• помощь фирме в достижении ее целей;

• эффективное использование мастерства и возможностей ра­ботников;

• обеспечение фирмы высококвалифицированными служащими;

• стремление к наиболее полному удовлетворению служащих своей работой, к их наиболее полному самовыражению;

• развитие и поддержание на высоком уровне качества жизни, которое делает желанной работу в этой фирме;

• связь управления персоналом со всеми служащими;

• помощь в сохранении хорошего морального климата;

• управление движением к взаимной выгоде личности, групп предприятий, общества.