Бюджетирование проекта
Под бюджетированием понимается определение стоимостных значений выполняемых в рамках проекта работ и проекта в целом, процесс формирования бюджета проекта, содержащего утвержденное распределение затрат по видам работ, статьям затрат, по времени выполнения работ, по центрам затрат или по иной структуре.
Структура бюджета определяется планом счетов стоимостного учета конкретного проекта. Бюджет может быть сформирован как в рамках традиционного бухгалтерского плана счетов, так и с использованием специально разработанного плана счетов управленческого учета.
Практика показывает, что в большинстве случаев бухгалтерского плана счетов бывает недостаточно. Для каждого конкретного проекта требуется учет определенной специфики с точки зрения управления стоимостью, поэтому каждый проект должен иметь свой уникальный план счетов, но который базируется на установившихся показателях управленческого учета.
На различных фазах и стадиях проекта разрабатываются различные виды бюджетов (табл. 2).
Таблица 2 – Виды бюджетов
Стадия проекта | Вид бюджета | Назначение бюджета | Погрешность, % |
Концепция проекта | Бюджетные ожидания | Предварительное планирование платежей и потребности в финансах | 25-40 |
Обоснование инвестиций | Предварительный бюджет | Обоснование статей затрат, планирование привлечения и использования финансовых средств | 15-20 |
Технико-экономическое обоснование | Уточненный бюджет | Планирование расчетов с подрядчиками и поставщиками | 8-10 |
Тендеры, переговоры и контракты | |||
Разработка рабочей документации | Окончательный бюджет | Директивное ограничение использования ресурсов | 5-8 |
Реализация проекта | Фактический бюджет | Управление стоимостью (учет и контроль) | 0-5 |
Сдача в эксплуатацию | |||
Эксплуатация | |||
Завершение проекта |
Бюджетирование является планированием стоимости, т. е. определением плана затрат: когда, сколько и за что будут выплачиваться денежные средства.
Форма представления бюджетов зависит от:
1. потребителя документа;
2. цели создания документа;
3. сложившихся стандартов;
4. интересующей информации.
В зависимости от стадии жизненного цикла проекта бюджеты могут быть:
1. предварительными (оценочными);
2. утвержденными (официальными);
3. текущими (корректируемыми);
4. фактическими.
После проведения технико-экономических исследований составляются предварительные бюджеты, которые носят в большей степени оценочный, нежели директивный характер. Такие бюджеты подвергаются согласованию со всеми заинтересованными лицами и в конечном итоге утверждаются руководителем проекта.
После того, как бюджет обрел официальный статус, он становится эталоном, по отношению к которому происходит сравнение фактических результатов.
В ходе реализации проекта возникают отклонения от ранее запланированных показателей, что должно своевременно отражаться в текущих бюджетах. И по завершении всех работ в качестве итогового документа создается фактический бюджет, в котором отражаются реальные цифры.
Особого внимания заслуживают сметы, представляющие собой бюджеты расходов. Сметная документация является важной составляющей бюджетной документации в крупных инвестиционных проектах.