Бюджетирование проекта

Под бюджетированием понимается определение стоимост­ных значений выполняемых в рамках проекта работ и проекта в целом, процесс формирования бюджета проекта, содержа­щего утвержденное распределение затрат по видам работ, статьям затрат, по времени выполнения работ, по центрам затрат или по иной структуре.

Структура бюджета определяется планом счетов стоимостного учета конкретного проекта. Бюджет может быть сформирован как в рамках тради­ционного бухгалтерского плана счетов, так и с использовани­ем специально разработанного плана счетов управленческого учета.

Практика показывает, что в большинстве случаев бух­галтерского плана счетов бывает недостаточно. Для каждого конкретного проекта требуется учет определенной специфики с точки зрения управления стоимостью, поэтому каждый про­ект должен иметь свой уникальный план счетов, но который базируется на установившихся показателях управленческого учета.

На различных фазах и стадиях проек­та разрабатываются различные виды бюджетов (табл. 2).

Таблица 2 – Виды бюджетов

Стадия проекта Вид бюджета Назначение бюджета Погрешность, %
Концепция проекта Бюджетные ожидания Предварительное планирование платежей и потребности в финансах 25-40
Обоснование инвестиций Предваритель­ный бюджет Обоснование статей затрат, планирова­ние привлечения и исполь­зования финансовых средств 15-20
Технико-экономическое обоснование Уточненный бюджет Планирование расчетов с подрядчиками и поставщиками   8-10
Тендеры, переговоры и контракты
Разработка рабочей документации Окончательный бюджет Директивное ограничение использования ресурсов 5-8
Реализация проекта Фактический бюджет Управление стоимостью (учет и контроль) 0-5
Сдача в эксплуатацию
Эксплуатация
Завершение проекта

 

Бюджетирование является планированием стоимости, т. е. оп­ределением плана затрат: когда, сколько и за что будут выплачи­ваться денежные средства.

Форма представления бюджетов зависит от:

1. потребителя документа;

2. цели создания документа;

3. сложившихся стандартов;

4. интересующей информации.

В зависимости от стадии жизненного цикла проекта бюджеты могут быть:

1. предварительными (оценочными);

2. утвержденными (официальными);

3. текущими (корректируемыми);

4. фактическими.

После проведения технико-экономических исследований составляются предварительные бюджеты, которые носят в боль­шей степени оценочный, нежели директивный характер. Такие бюд­жеты подвергаются согласованию со всеми заинтересованными лицами и в конечном итоге утверждаются руководителем проекта.

После того, как бюджет обрел официальный статус, он становится эталоном, по отношению к которому происходит сравнение фактических ре­зультатов.

В ходе реализации проекта возникают отклонения от ранее запланированных показателей, что должно своевременно отражаться в текущих бюджетах. И по завершении всех работ в качестве итогового документа создается фактический бюджет, в котором отражаются реальные цифры.

Особого внимания заслуживают сметы, представляющие со­бой бюджеты расходов. Сметная документация является важной составляющей бюджетной документации в крупных инвестици­онных проектах.