Основные формы иммунного реагирования

Лекция

Индивидуальные особенности мышления

Мыслительные операции

Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизацияи обобщение.

Анализ— это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Анализ бывает практическим (когда мыслительный процесс непосредственно включен в деятельность) и умственным (теоретическим).

Синтез— это мысленное объединение частей, свойств в единое целое. Операция синтеза противоположна анализу. В процессе синтеза устанавливается отношение предметов или явлений как элементов сложного целого. Анализ и синтез протекают всегда в единстве. Чтобы в процессе синтеза объединить какие-то части, элементы в единое целое, эти части и признаки необходимо получить в результате анализа.

Сравнение— это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками.

Сравнение бывает односторонним (неполным, по одному признаку) и многосторонним (полным, по всем признакам); поверхностным и глубоким; неопосредствованным и опосредованным.

Абстрагированиесостоит в вычленении каких-либо свойств, признаков изучаемого объекта, в отвлечении от остальных.

Конкретизацияпредполагает возвращение от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание.

Обобщениемысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

К индивидуальным особенностям мышления относятся: самостоятельность, гибкость, критичность, быстрота мысли.

Под самостоятельностью мышленияпонимают умение увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему, попытаться решить их особыми путями.

Критичности мышления характеризуется способностью человека оценивать как объективные условия, так и собственную деятельность, объективно оценить выдвинутые гипотезы и результаты их проверки. Основой для развития критичности мышления являются глубокие знания и опыт человека.

Гибкость мышления выражается в преодолении сложившихся стереотипов мышления, в свободе от закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Быстрота мышления особенно необходима, когда требуется принимать быстрые решения.

Тема лекции:ФОРМЫ ИММУННОГО ОТВЕТА: АНТИТЕЛООБРАЗОВАНИЕ, ИММУНОЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ, ИММУНОЛОГИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Задачи:

1. Познакомиться с основными формами иммунного реагирования.

2. Изучить строение, структурно-функциональные особенности и свойства антител.

3. Познакомиться с механизмами иммунологической памяти и толерантности.

 

 

План:

1. Основные формы иммунного реагирования. 3

2. Антитела и антителообразование. 3

2.1. Природа антител. 3

2.2 Молекулярное строение антител. 4

2.3 Структурно-функциональные особенности иммуноглобулинов различных классов 7

2.4 Антигенность антител. 13

2.4. Механизм взаимодействия антитела с антигеном. 14

3. Иммунологическая память. 16

4. Иммунологическая толерантность. 17

 

Вопросы для повторения:

1. Каково строение антител?

2. Опишите структурные и функциональные особенности иммуноглобулинов различных классов.

3. Охарактеризуйте механизмы взаимодействия антитела с антигеном.

4. Что такое иммунологическая память?

5. В чем выражается иммунотолерантность?

Литература для подготовки:

 

1. Воробьёв А.А., Быков А.С., Пашков Е.П., Рыбакова A.M. Микробиология (Учебник).- М: Медицина, 1998.

2. Медицинская микробиология (Справочник) под ред. В.И.Покровского, Д.К.Поздеева. - М: ГОЭТАР, «Медицина», 1999.

3. Микробиология с вирусологией и иммунологией / Под ред.Л.Б.Борисова, А.М.Смирновой. – М., 1994

4. Микробиология и иммунология / Под ред.А.А.Воробьева.- М., 1999

5. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии / Под ред. Л.Б.Борисова.- М., 1984.

6. Вирусология. В 3-х тт./ Под ред.Б.Филсца, Д.Найпа.- М, 1989.

7. Месровяну Л., Пунеску Э. Физиология бактерий.- Бухарест: Изд-во Академии наук РПРД960.

8. Вирусные, хламидийные и микоплазменные заболевания. В.И.Козлова и др.- М.: «Авиценна», 1995.

 

 

Лектор Митрофанова Н.Н.

 

 


Свою биологическую функцию иммунная система осуществляет с помощью комплекса взаимосвязанных реакций, которые можно подразделить на отдельные формы: антителообразование, иммунный фагоцитоз, опосредованный клетками киллинг, реакции гиперчувствительности, формирование иммунологической памяти, формирование иммунологической толерантности.

Все элементы иммунной системы имеют единый принцип активации и практически одновременно реагируют на изменение гомеостаза, в зависимости от характера антигенного воздействия одна или несколько форм становятся ведущими, в то время как другие могут практически не проявляться. Например, при токсинемической инфекции преимущественно активируется продукция антител, так как организму необходимы иммуноглобулины-антитоксины, которые способны нейтрализовать активный центр молекулы токсина. При туберкулезной инфекции, наоборот, антитела практически не имеют значения. В этом случае основную функциональную нагрузку выполняют факторы клеточного иммунитета (Т-киллеры, естественные киллеры, фагоциты) и т. д..