З А Н Я Т И Е № 6
Наибольшее место в правовом регулировании ВЭД в РФ отводится национальному законодательству, включающему общие нормы и специальное законодательство.
Общие нормы –это правовые нормы, регламентирующие основные принципы функционирования Российского государства и различных сфер жизнедеятельности, в том числе и внешнеэкономической. К общим нормам относятся Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ и т.п.
Процессуальное законодательство регламентирует правила производства по делам с участием иностранных юридических лиц в судах общей юрисдикции (ст. 4333 – 438 Гражданский процессуальный кодекс РФ) и арбитражных судах (ст. 210 – 215 Арбитражный процессуальный кодекс РФ).
Закон РФ от 7 июля 1993 год № 5335-1 «О международном коммерческом арбитраже» регламентирует деятельность третейских судов при рассмотрении споров в сфере ВЭД.
Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ предусмотрена возможность специального регулирования внешнеэкономической сферой, что осуществляется посредством специального законодательства (стр.398 Воронкова).
К специальному законодательству, регулирующему ВЭД, можно отнести следующие правовые акты, перечень, который приведен, не является исчерпывающим:
- «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ;
- «О мерах по защите экономических интересов при осуществлении внешней торговли товарами»;
- «Таможенный кодекс»;
- закон «О таможенном тарифе»;
- «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26.06.1991 г. № 1488-1;
- «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1997 г. № 160-ФЗ;
- «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ;
- «О лизинге» от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ;
- «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 № 255-ФЗ;
- «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ;
- Патентный закон от 14.10.1992 г. № 3517-1;
- Концепция государственной политики РФ в области международного научно-технического сотрудничества от 20.01.2000года;
- Основы политики России в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу от 20.03.2002 года;
- Федеральные целевые программы: «Национальная технологическая база на 2002 – 2006 годы» (утв. Постановлением Правительства от 08.11.2001 № 779) и «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002 – 2006 годы» » (утв. Постановлением Правительства от 21.08.2001 № 605);
- «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12. 2003 № 173-ФЗ;
- Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998. № 145-ФЗ;
- «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10.07.2002. № 86-ФЗ;
- ежегодные федеральные законы «О бюджете РФ»;
- ежегодные Программы государственных внешних заимствований РФ;
- др.
На сегодня мы с Вами достаточно бегло познакомились с тремя статьями первой главы Закона. В начале знакомства с Законом необходимо сделать так называемый абрис законодательного акта, т.е. (Дом. задания: к практическим занятиям сделать на отдельном листе «Оглавление» или «Содержание» Закона и поместить его перед Законом).
Закон состоит из 13 глав, 54 статей.
Глава 1Общие положения(включает пять статей):
Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 3. Законодательство РФ о внешнеторговой деятельности
Статья 4. Основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
Статья 5. Торговая политика РФ
Говоря кратко, в Главе 1 определено:
- цели, основные понятия, принципы государственного регулирования ВЭД;
- источники правового регулирования ВЭД в РФ;
- цели, правовые основы и инструменты осуществления торговой политики.
Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области внешнеторговой деятельности
состоит из 4 статей, которые устанавливают полномочия органов государственных власти:
- федеральных органов государственных власти;
- органов государственной власти субъектов РФ;
- органов местного самоуправления.
Глава 3
состоит из 2 статей и определяет участников внешнеторговой деятельности.
Глава 4
состоит из 6 статей, в которых определены:
- методы государственного регулирования ВТД;
- полномочия Президента РФ, Правительства РФ, Минэкономразвития – уполномоченного федерального органа исполнительной власти, который Правительство РФ в пределах своей компетенции наделило правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- порядок заключение международных торговых договоров в области внешнеэкономических связей;
- правила участия заинтересованных лиц при разработке нормативных правовых актов РФ при осуществлении ВТД и порядок их вступления в силу;
- право на обжалование решений, действий государственного органа или его должностного лица.
(Закончить «абрис» Закона).
На предыдущем занятии мы говорили о составляющих правовой базы регулирующих внешнеторговую деятельность в РФ. (В данном случае термин «регулировать» и «управлять» являются синонимами).
Так вот, процесс управления предполагает создание:
1 определенной структуры (т.е. системы органов, организаций, которые будут заниматься определенным вопросом) органов управления;
2 установление прав;
3 определение обязанностей;
4 определение ответственности;
5 установление соподчиненности и взаимодействия.
Современная структура органов управления ВЭД определяется Конституцией РФ, Законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», другими федеральными законами, Указами Президента, а также рядом нормативных правовых актов и включает три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.