РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ
В зависимости от цели, перемещение людей в межнациональном территориальном пространстве принято называть международной миграцией населения, трудовой миграцией, международным туризмом.
Понятие «международная миграция населения» отличается от других понятий тем, что его употребляют в случае изменения постоянного места жительства по социальным, политическим, национальным, семейным, религиозным, личностным мотивам.
Отличие понятий «миграция населения» и «трудовая миграция» также состоит в основной цели. Если миграция населения – это перемещение людей в международном территориальном пространстве с целью поиска нового места постоянного проживания, то миграция трудовых ресурсов – это перемещение людей в международном территориальном пространстве с целью поиска места работы без изменения ПМЖ.
Международную трудовую миграцию можно рассматривать как форму международных экономических отношений, которая состоит в переливе трудовых ресурсов с одних стран в другие и выражает процесс перераспределения трудовых ресурсов в рамках мирового хозяйства.
Однако, как правило, общие цели миграционных процессов совпадают, что стирает границы между данными понятиями.
Международная трудовая миграция отличается от международной миграции населения не только основной целью, но и временным характером и называется она обратной миграцией.
Обратная международная трудовая миграция по периодичности перемещений подразделяется на 5 видов:
1) долгосрочная (несколько лет)
2) краткосрочная (от 3-х месяцев до одного года)
3) сезонная (до 3-х месяцев)
4) вахтенная (до 1-го месяца) н-р, буровые установки, старательные артели (золото)
5) маятниковая (ежедневная)
Регулирование международных миграционных процессов осуществляется на основе национальных миграционных политик.
Во многих развитых странах создана четкая система иммиграционной защиты своих границ, которая работает по принципу определения полезности для государства внешних миграционных потоков и привлечения в страну, в случае необходимости, иностранных специалистов и рабочих определенного профессионально-квалификационного направления. Как часть национальной миграционной политики она призвана надежно защищать внутренний рынок труда, а также создавать основы социально-правовой защиты трудящихся-эмигрантов.
Главной целью государственной миграционной политики является содействие обеспечению безопасности страны, наращиванию ее экономического потенциала и росту благосостояния трудящихся.
В Украине государственная миграционная политика только формируется. Она базируется на следующих нормативно-правовых документах и международных правовых актах, таких как:
- закон Украины «О гражданстве Украины»,
- закон «О правовом статусе иностранцев»,
- «О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины»,
- «О беженцах»,
- «О занятости населения»,
- Хозяйственный кодекс Украины
- закон «Об административных правонарушениях»;
- закон Украины «О ратификации Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов»;
- постановление Кабинета Министров Украины «О правилах въезда иностранцев в Украину, их выезда из Украины и транзитного проезда через ее территорию»;
- соглашение между правительством России и Украины о сотрудничестве пограничных областей,
- двусторонние соглашения о трудовой деятельности и социальной защите граждан, которые работают за пределами своей страны;
- Международная Конвенция ООН о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей.
Различают международное административно-правовое и экономическое регулирование миграционных процессов.
Административно-правовое регулирование международной трудовой миграции предусматривает:
- установление правовых норм, которые сглаживают спорные моменты данного процесса;
- установление миграционных квот;
- установление границ возможностей миграции (например, криминальнх норм).
Экономическое регулирование международных миграционных процессов предусматривает:
- установление таможенных взносов или барьеров;
- установление соответствующих визовых ставок;
- регулирование заработной платы мигрантов;
Различают одно-, дву- и многостороннее международное регулирование.
Одностороннее международное регулирование - это государственное регулирование миграционных процессов исходя из собственных интересов и без обязательной согласованости с другими государствами.
Двустороннее регулирование - это регулирование миграционных процессов на основе двусторонних межгосударственных соглашений.
Многостороннее регулирование международными миграционными процессами - это регулирование, которое базируется на подписании международных соглашений, конвенций на общемировом уровне, а также на договоренностях, которые принимаются в пределах отдельных интеграционных группировок.
Авторитетной международной организацией, которая занимается проблемами миграции населения, является Международная организация по вопросам миграции.
МОМ была создана в 1951 г. как Межправительственный комитет по вопросам европейской миграции, а потом переименована в 1980 г. в Межправительственный комитет по вопросам миграции, а в 1987 г. - в Международную организацию по вопросам миграции.
Целью МОМ является обеспечение во всем мире благоустроенной миграции лиц, которым необходимы международные миграционные услуги. Для достижения указанной цели перед МОМ поставлены такие задачи:
- управление благоустроенной и плановой миграцией граждан;
- организация миграции беженцев, перемещенных лиц и других лиц, вынужденных оставить свою родину;
- осуществление роли международного форума, на котором государства-участники и прочие партнеры обсуждают приобретенный опыт, обмениваются взглядами, разрабатывают мероприятия и оказывают содействие сотрудничеству и координации усилий в области миграции. Используя фундаментальный принцип свободы перемещения лиц и необходимость тесного сотрудничества государств с целью обеспечения благоустроенности мировых миграционных потоков, МОМ предоставляет услуги в области миграции по запросам заинтересованных государств.
Руководящим органом МОМ является Совет, который состоит из представителей всех государств-участников и уполномочен принимать окончательные решения по вопросам политики, программ и финансирования Организации. Создается также Исполнительный Комитет, который состоит из десяти государств-участиков избранных Советом. Он готовит роботу Совета и вносит рекомендации на основе докладов Подкомитета по бюджету и финансам и Подкомитета по координации транспорта.
Бюджет МОМ состоит из административной части, которая формируется из взносов стран-участников соответственно установленной доли в процентах и оперативной части, которую составляют добровольные взносы из государственных источников, от мигрантов и спонсоров.
Штаб-квартира МОМ находится в Женеве, где непосредственно работает 175 сотрудников. Остальные 765 сотрудников (включая временных работников и работников, которые заняты в специальных программах) работают в более как 60-ти представительствах, расположенных по всему миру.
В МОМ входят 46 стран-членов и 35 стран-наблюдателей. В области трудовой миграции с целью помощи странам, которые развиваются, в удовлетворении их квалифицированными кадрами МОМ разработаны специальные программы «Миграция в интересах развития». Среди наиболее эффективных программ следует назвать:
1. Программу «Возвращение квалифицированных человеческих ресурсов», которая может оказывать содействие возвращению профессиональных работников и технического персонала, получивших подготовку и овладевших ноу-хау в развитых странах, в их собственные страны или страны одного и того же региона. Программа в основном осуществлялась в странах Латинской Америки и Африки;
2. Программу «Выборочная миграция», по которой подыскиваются высококвалифицированные специалисты и технический персонал для развивающихся стран, их подбирают для работы в районах первоочередной важности, как в государственном, так и в частном секторах экономики;
3. Программу «Объединенный експерт», которая финансируется правительствами Германии и Италии и предусматривает предоставление развивающимся странам на определенный срок высококвалифицированных специалистов для работы в государственном секторе из-за отсутствия собственных специалистов с соответствующей квалификацией.
4. Программу «Горизонтальное сотрудничество в области квалифицированных человеческих ресурсов», начатую в 1983 г. в Латинской Америке, которая предусматривает обмен правительственными экспертами и внутреннее региональное перемещение специалистов и технического персонала.
В области технического сотрудничества МОМ предоставляет консультативные услуги и проводит исследования, направленные на сотрудничество с правительствами государств в области формирования и практического использования их миграционной политики, законодательства и управления.
МОМ имеет тесные связи с другими международными организациями, которые занимаются социальными, экономическими и демографическими аспектами международной миграции: Международная организация труда (МОТ), Продовольственная и сельскохозяйственная комиссия ООН (ФАО); Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО); Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ); Международный банк реконструкции и развития (МБРР); Международная морская организация; Организация промышленного развития (ЮНИДО); Совет Европы; Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР); Европейское сообщество (ЕС): Международный комитет Красного Креста (МККК) и др.
МОМ сотрудничает также и с рядом международных общественных организаций, среди которых Международная конфедерация свободных профсоюзов (МКСП), Международная организация нанимателей (МОН), Всемирная конфедерация труда (ВКТ), Международный совет общественных организаций (МСГО), Международный совет социального обеспечения (МССО), Международная социальная служба (МСС), Международная организация помощи рабочим (МОПР), Фонд Толстого, Всемирный совет церквей (ВСЦ).