Искусство палеолита.

3.

Сущностные черты искусства каменного века.

2.

Искусство каменного века развивалось в следующих направлениях: а) пещерная живопись, б) скульптура малых форм, в) украшение мелких предметов и декоративно-прикладное искусство, г) украшение керамики.

Художественная деятельность человека была связана с верой в возможность изменения действительности. Так с помощью магических танцев, во время которых «поражённые охотниками» животные становились добычей, можно было рассчитывать на успех в реальной охоте.

Произведения искусства в эпоху каменного века были порождены конкретными практическими потребностями. Они отражали повседневную трудовую деятельность древнего человека и возникшее на её основе стихийно-материалистическое миросозерцание. Труд, искусство, мифология, магия и зачатки научных представлений не были расчленены, а выступали в единстве. Рисуя животное, добыча которого была жизненно необходимой, первобытный охотник познавал его. Первобытный человек не отделял себя от природы, а отождествлял себя с её явлениями и силами и приписывал себе возможность магически воздействовать на них.

 

(35-10 тыс. до н.э.)

Искусство как таковое появилось в период верхнего палеолита (около 20 тыс. лет д.н.э.). Древнейшим памятником живописи является изображение бизона и животного напоминающего собой коня обнаруженное в гроте Ла-Мут (западная Франция). Сами животные выгравированы, контуры заполнены охрой. Примерами первых произведений пещерной живописи являются схематические контурные рисунки звериных голов на известняковых плитах в пещерах Ла-Ферраси (западная Франция). Эти изображения чрезвычайно примитивны и условны. Анализируя первые произведения искусства можно сделать вывод, что в искусстве первую роль играют представления человека об охоте, а сами рисунки служили элементом магии охотника.

Постепенно художник покрывает сплошным ковром росписи потолки пещер, создаёт многофигурные картины. Мастера научились передавать объём, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. С помощью штрихов изображается шерсть животных. Чаще можно встретить изображение травоядных млекопитающих, которых можно было наблюдать в спокойном статичном положении. Наиболее популярным сюжетом становится охота на оленей или на диких коней. Животные нередко передаются группами по 3-4, в динамике или статике.

15 – 10 тыс. лет д.н.э. первобытный человек обращает своё внимание на образ самого себя. Развивается скульптура в форме мелкой пластики. Статуэтки выполняются не только из камня, но и из дерева, кости и глины. Особенно часто археологи находят женские статуэтки – так называемые палеолитические Венеры. Это говорит о том, что женщина почиталась нашими предками как мать и хранительница очага. Так известна Венера Брассампуи. Фрагмент женского торса, отличающийся неуклюжей полнотой своих форм. Фигура вырезана из клыка. В основном подобные артефакты высотой 5-10 см., но встречаются и 15 см. Все эти фигуры лишены одежды. В эпоху палеолита можно встретить и другие произведения декоративно-прикладного искусства. Чаще всего встречаются вырезанные из костей, бивней мамонтов человеческие фигуры. Утончённость некоторых из них (а ведь использовался только кремневый нож-резец) говорит нам о том, что художники имели богатую практику.

Кроме изображений человека мы сталкиваемся и декоративно исполненными жезлами вождей племён. Выполнены жезлы из рогов оленя и на широком окончании пробуравлено отверстие. Сам жезл украшался рисунками лошадей, оленей, птиц, рыб и змей.

Таким образом, искусство палеолита характеризуется наивным реализмом, что вытекает из ограниченности возможностей первобытного человека. Да и сама деятельность человека можно представить как условную и схематичную.