Лекция 8 Информационные технологии и их развитие.

Информационная технология (ИТ) ~ сис­темно организованная для решения задач управления совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки и защиты информации на базе приме­нения развитого программного обеспечения, используемых средств вы­числительной техники и связи, а также способов, с помощью кото­рого информация предлагается клиентам.

Этапы развития ИТ, технических средств и решаемых задач

 

Год ЭВМ Решаемые задачи Тип АИТ
Конец 1950-х – начало 1960-х гг. 1, 2 поколения Использование ЭВМ для решения наиболее трудоемких задач по начислению заработной платы, материальному учету и др.; решение отдельных оптимизированных задач Частичная электронная обработка данных
1960-е гг.– начало 1970-х гг. 2,3 поколения Электронная обработка плановой и текущей информации, хранение в памяти ЭВМ нормативно-справочных данных, выдача машинограмм на бумажных носителях ЭСОД- электронная система обработки данных
1970-е гг. 3 поколение Комплексная обработка информации на всех этапах управленческого процесса деятельностью предприятия, организации, переход к разработке подсистем АСУ (материально- технического снабжения, товародвижения, контроль запасов и транспортных перевозок, учет реализации готовой продукции, планирование и управление Централизованная автоматизированная обработка информации в условиях ВЦ и ВЦКП (ВЦ коллективного использования)
1980-е гг. 4 поколение Развитие АСУТП, САПР, АСУП(АСУ предприятиями), ОАСУ(отраслевые), общегосударственных АСУ: плановых расчетов, статистики, материально-технического снабжения, науки и техники, финансовых расчетов и др. Тенденция к децентрализации обработки данных, решению задач в многопользовательском режиме, переход к безбумажной эксплуатации ВТ Специализация технологических решений на базе мини-ЭВМ, ПЭВМ и удаленного доступа к массивам данных с одновременной универсализацией способов обработки информации на базе суперЭВМ
Конец 1980-х гг. – по настоящее время 5 поколение Комплексное решение экономических задач, объектно-ориентированный подход в зависимости от системных характеристик предметной области, широкий спектр приложений, сетевая организация информационных структур, преобладание интерактивного взаимодействия пользователя в ходе эксплуатации ВТ. Реализация интеллектуального человеко-машинного интерфейса, систем поддержки решений, информационно-советующих систем Новые информационные технологии, сочетающие средств ВТ, связи и оргтехники

Появление в конце 1950-х годов ЭВМ и стремительное совер­шенствование их эксплуатационных возможностей создало реаль­ные предпосылки для автоматизации управленческого труда, фор­мирования рынка информационных продуктов и услуг. Развитие ИТ шло параллельно с появлением новых видов технических средств обработки и передачи информации, совершенствованием организационных форм использования ЭВМ и ПЭВМ, насыщени­ем инфраструктуры новыми средствами коммуникаций.

 

Классификация информационных технологий

ИТ в настоящее время можно классифицировать по ряду признаков, в частности: способу реализации в ИС, степени охвата ИТ задач управления, классам реализуемых технологи­ческих операций, типу пользовательского интерфейса, вариантам использования сети ЭВМ, обслуживаемой предметной области.

 

 

1. По способу реализации ИТ в ИС выделяют традиционно сложившиеся и новые информационные технологии. Если традиционные ИТ прежде всего существовали в условиях централизованной обработки данных, до массового исполь­зования ПЭВМ были ориентированы главным образом на снижение трудоемкости при формировании регулярной от­четности, то новые информационные технологии связаны с информационным обеспечением процесса управления в ре­жиме реального времени.

Новая информационная технология — это технология, которая основывается на применении компьютеров, активном участии пользователей (непрофессионалов в области программирования) в информационном процессе, высоком уровне дружественного пользовательского интерфейса, широком использовании паке­тов прикладных программ общего и проблемного назначения, доступе пользователя к удаленным базам данных и программам благодаря вычислительным сетям ЭВМ.

2. По степени охвата ИТ задач управления выделяют элек­тронную обработку данных, когда с использованием ЭВМ без пересмотра методологии и организации процессов управления ведется обработка данных с решением отдельных экономиче­ских задач, и автоматизацию управленческой деятельности, когда вычислительные средства, включая суперЭВМ и ПЭВМ, используются для комплексного решения функцио­нальных задач, формирования регулярной отчетности и работы в информационно-справочном режиме для подготовки управ­ленческих решений.

ИТ поддержки принятия решений предусматривают широкое использование экономико-математических методов, моделей для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по изучаемым процессам, явлениям производственно-хозяйственной практики.

Электронный офис предусматривает наличие интегрирован­ных пакетов прикладных программ, включающих специализи­рованные программы и информационные технологии, которые обеспечивают комплексную реализацию задач предметной об­ласти. В настоящее время все большее распространение приоб­ретают электронные офисы, оборудование и сотрудники кото­рых могут находиться в разных помещениях. Необходимость ра­боты с документами, материалами, базами данных конкретной организации или учреждения в домашних условиях, в гостини­це, транспортных средствах привела к появлению ИТ вирту­альных офисов. Такие ИТ основываются на работе локальной сети, соединенной с территориальной или глобальной сетью.

ИТ эксперт­ной поддержки составляют основу автоматизация труда специа­листов-аналитиков. Эти работники кроме аналитических мето­дов и моделей для исследования складывающихся в рыночных условиях вынуждены использовать накопленный и сохраняемый в системе опыт оценки ситуаций, т.е. сведения, составляющие ба­зу знаний в конкретной предметной области. Обработанные по определенным правилам такие сведения позволяют подготавли­вать обоснованные решения для поведения на финансовых и товарных рынках, вырабатывать стратегию в областях менедж­мента и маркетинга.

3. По классам реализуемых технологических операций ИТ включают:
текстовую обработку, электронные таблицы, автоматизированные банки данных, обработку графической и звуковой информации, мультимедийные и другие системы.

4. По типу пользовательского интерфейса можно рассматривать ИТ с точки зрения возможностей доступа пользователя к ин­формационным и вычислительным ресурсам.

Пакетная ИТ исключает возможность пользователя влиять на обработку информации, пока она производится в автоматическом режиме. Это объясняется организацией обработки, которая основана на выполнении программно-заданной последовательности опера­ций над заранее накопленными в системе и объединенными в пакет данными.

Диалоговая ИТ предос­тавляет пользователю неограниченную возможность взаимо­действовать с хранящимися в системе информационными ре­сурсами в реальном масштабе времени, получая при этом всю необходимую информацию для решения функциональных задач и принятия решений.

Интерфейс сетевой ИТ предоставляет пользователю средства теледоступа к территориально распределенным информационным и вычислительным ресурсам благодаря развитым средствам связи, что делает такие ИТ широко используемыми и многофункцио­нальными.

5. По способу построения сети. В многоуровневых ираспределенных компьютерных ин­формационных системах организационного управления одина­ково успешно могут быть решены как проблемы оперативной работы с информацией, так и проблемы анализа экономических ситуаций при выработке и принятии управленческих решений.

6. По обслуживаемым предметным областям.

Зарубежные специалисты выделяют пять основных тенденций развития информационных технологий.

1. Первая тенденция связана с изменением характеристик ин­формационного продукта, который все больше превращается в гибрид между результатом расчетно-аналитической работы и спе­цифической услугой, предоставляемой индивидуальному пользова­телю ПЭВМ.

2. Отмечаются способность к параллельному взаимодействию логических элементов ИТ, совмещение всех типов информации (текста, образов, цифр, звуков) с ориентацией на одновременное восприятие человеком посредством органов чувств.

3. Прогнозируется ликвидация всех промежуточных звеньев на пути от источника информации к ее потребителю, например, ста­новится возможным непосредственное общение автора и читателя, продавца и покупателя, певца и слушателя, ученых между со­бой, преподавателя и обучающегося, специалистов на предпри­ятии через систему видеоконференций, электронную почту.

4. В качестве ведущей называется тенденция к глобализации ин­формационных технологий в результате использования спутнико­вой связи и всемирной сети INTERNET, благодаря чему люди смогут общаться между собой и с общей базой данных, находясь в любой точке планеты.

5. Конвергенция рассматривается как последняя черта совре­менного процесса развития ИТ, которая заключается в стира­нии различий между сферами материального производства и информационного бизнеса, в максимальной диверсификации (расширении объектов деятельности) видов деятельности фирм и корпораций, взаимопроникновении различных отраслей промышленности, финансового сектора и сферы услуг.

Таким образом, новые информационные технологии — основа перехода общественного развития от индустриальной к информа­ционной эпохе в мировом масштабе.