Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве.

В теории управления также в качестве факторов внешней среды выделяют следующие элементы.

Цель – конечное состояние или желаемый результат, к которому стремится организационная система, выраженных в количественных и качественных характеристиках. В каждой организации существует комплекс целей.

Задача - это предписанная работа, серия работ или часть работы, которую следует выполнить с необходимым уровнем качества в заранее оговоренные сроки. Задачи организации формируются на различных уровнях и сферах управления.

Организационная структура – это логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, которое построено в такой форме , что позволяет наиболее эффективно достигать поставленных целей, согласовывая действия всех элементов системы.

Технология- это способ (совокупность способов) преобразования различных ресурсов, поступающих из внешней среды в результате деятельности организации, в готовую продукцию организации. Эффективность технологии во многом определяет конкурентоспособность организации.

Ресурсы– это то , что используется на входе для изготовления продукции, достижения поставленных целей (материальные ресурсы, информация, энергия, финансы и люди).

Знание состояние внутренний среды позволяет вырабатывать эффективные стратегии функционирования и развития организации.

 

.

3. Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России.

Литература:

1. Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. История России: учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2012. —Гл.19.

2. Ланцов С.А. Политическая конфликтология: учебное пособие.- СПб: Питер, 2008. – гл. 18.

 

Вопрос 2. Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве.

Особую роль в поддержании международной стабильности и обес­печении международной безопасности, предупреждении и урегули­ровании международных конфликтов играет Организация Объеди­ненных Наций. ООН была создана в соответствии с давней идеей о том, что универсальная организация сможет помочь странам и наро­дам мира навсегда избавиться от войн и конфликтов, заменить сило­вой механизм регулирования международных отношений политико-правовым.

Первоначально в состав ООН входило только 51 государство, по­скольку странам — союзникам Германии и Японии, так же как и им са­мим, путь в организацию был закрыт. Впоследствии число членов ООН расширялось как за счет этих же государств, так и за счет новых, воз­никших в результате деколонизации. Последняя волна расширения числа членов ООН пришлась на начало 90-х гг. XX в. и была связана с распадом таких сложных по своему составу государств, как СССР, СФРЮ, ЧССР. Сегодня число государств — членов Организации Объединенных Наций превысило 190 и может еще возрастать.

Создание многих международных организаций, в том числе и Орга­низации Объединенных Наций, было обусловлено необходимостью предотвращения и урегулирования международных конфликтов. Со временем задачи миротворческой деятельности международных орга­низаций значительно расширились. Сегодня, наряду с обеспечением международной безопасности через управление конфликтными си­туациями в межгосударственных отношениях, все большее значение приобретают усилия по урегулированию внутриполитических кон­фликтов. В целом понятие «миротворчество» включает в себя следующие виды вмешательства международных организаций в конфликт­ные ситуации:

· превентивная дипломатия

· миротворческая деятельность в узком смысле слова

· осуществление миротворческих операций с привлечением военных контингентов

· миростроительные операции


Цель превентивной дипломатии— поиск возможностей предотвра­щения назревающих вооруженных столкновений. В рамках превентив­ной дипломатии международные организации, и прежде всего ООН, стремятся устранить причины потенциальных конфликтов, в том чис­ле и социально-экономического характера. Для этого разрабатываются долгосрочные программы борьбы с бедностью и отсталостью, корруп­цией, политической нестабильностью, а также программы по решению экологических проблем, устранению межэтнических или межконфес­сиональных распрей. Этим занимаются специализированные учреж­дения ООН социально-экономического и гуманитарного профиля. Одновременно проводится мониторинг ситуаций в различных регио­нах мира для обнаружения признаков резкого возрастания напряжен­ности или перехода конфликтов на более опасные стадии развития.

Если усилия по предотвращению конфликтов не приносят успеха, встает вопрос о проведении миротворческих акций в узком смысле сло­ва. Суть их заключается в использовании международно-правовых механизмов мирного разрешения споров, например судебных или ар­битражных, а также в предоставлении добрых услуг и посредничества при проведении переговоров, разработке предложений по мирному выходу из конфликтных ситуаций.

Миротворчество может включать в себя использование не только юридических, политических и дипломатических, но и военных ресур­сов — в некоторых случаях. В таком случае речь идет о проведении ми­ротворческих операций. Существуют различные виды миротворче­ских операций. В последние годы часто применяется такая их разно­видность, как операции по установлению мира или принуждения к миру. Такая операция предполагает использование военной силы для пресечения вооруженной борьбы в зоне конфликта. Это может быть нанесение авиационных ударов, направление сухопутных контингентов, для того чтобы заставить противоборствующие стороны (или од­ну из них) отказаться от продолжения вооруженной борьбы. Нередко подобные акции оправдываются концепцией «гуманитарной интер­венции», в соответствии с которой допускается иностранное военное вмешательство в случаях, когда возникает угроза массовой катастро­фы гуманитарного характера. Однако полного согласия о правовой и политической правомерности действий по принуждению к миру в мировом сообществе, в том числе и внутри ООН, нет. Осуществляемые на практике такие акции дают весьма неоднозначные и противоречи­вые результаты, как это было на территории бывшей Югославии.

Гораздо более четкий правовой статус имеют операции по поддер­жанию мира. Возможность их проведения вытекает из VII главы Уста­ва ООН, в соответствии с которой Совет Безопасности имеет полно­мочия давать отпор агрессии и получать от государств — членов ООН в свое распоряжение контингенты вооруженных сил, необходимые для поддержания мира и безопасности.

В рамкахопераций по поддержанию мира, проводимых под эгидой ООН, выделяют направление миссий военных наблюдателей и на­правление миротворческих сил. В первом случае речь идет о неболь­ших группах офицеров, представляющих различные государства, ко­торые, находясь в зонах вооруженной борьбы, занимаются монито­рингом выполнения ранее достигнутых соглашений о перемирии или прекращении огня. Миротворческие силы, действующие под эгидой ООН, состоят из воинских контингентов стран, давших согласие уча­ствовать в данной операции. Как правило, они вооружены лишь лег­ким стрелковым оружием и выполняют примерно те же функции, что и военные наблюдатели, одновременно являясь «буфером» между сто­ронами вооруженного конфликта.

Однако в последнее время задачи миротворцев стали расширяться. Поскольку операции по поддержанию мира часто проводятся в зонах внутригосударственных конфликтов, то миротворцы могут занимать­ся разоружением участников незаконных вооруженных формирова­ний, наблюдением за их демобилизацией, сбором оружия, разминиро­ванием территории.Миротворцы обеспечивают поддержание порядка и стабильности в зоне конфликта, охрану коммуникаций. Расширение задач приводит к увеличению численности и изменению структуры миротворческих контингентов. Современные операции по поддержа­нию мира проводятся по мандату Совета Безопасности ООН и прохо­дят с привлечением не только миротворческих войск, но и полицей­ских формирований, а также гражданских специалистов, работающих во временных административных органах в зоне конфликта.

Операции по поддержанию мира могут перерастать в мирострои-тельные операции. Задача таких операций — устранение последствий вооруженных конфликтов, восстановление систем жизнедеятельности, социальной, экономической и политической инфраструктуры. Уча­стие контингентов миротворческих войск в миростроительных опера­циях необходимо, но при проведении таких операций резко возрастает роль полицейских формирований и административных структур. Присутствие миротворцев оправданно до тех пор, пока не созданы все внутренние условия для сохранения мира и безопасности. В практике современных международных отношений нет жестких барьеров, раз­деляющих один вид миротворческих операций от других. Они могут выступать как сменяющие друг друга этапы процесса мирного урегу­лирования внутренних и международных конфликтов.

Однако, следует отметить некоторые недостатки в осу­ществлении миротворческих операций (планирование операций, выбор миротворческих контингентов и др.), которые стали причиной неудач и про­валов некоторых из них. Поэтому отдельные государства и региональные международные организации пытаются действовать в обход или подменять ООН, ссылаясь на ее неэффективность. НАТО, стремясь найти оправдание своему существованию после окончания холодной войны, в конце 1990-х гг. приняла новую доктрину, предполагающую использование силовых ресурсов этого военного блока в миротворче­ских целях за пределами территории своей традиционной ответствен­ности. В 1995 г. многонациональные вооруженные силы во главе с НА­ТО сменили в Боснии и Герцеговине миротворческий контингент ООН, который не смог полностью выполнить свои задачи. В 1999 г., после того как авиация НАТО нанесла удары по Югославии, Совет Безопасности ООН санкционировал присутствие в Автономном крае Косово наряду с собственной миссией по делам временной админист­рации также и международных сил безопасности, основу которых со­ставил контингент стран — членов НАТО. Активное участие сил НА­ТО в операции по поддержанию мира и далее в миростроительной операции в Косово привело к неоднозначным результатам. С одной стороны, на эти территории бывшей Югославии вернулись многочис­ленные албанские беженцы, с другой — из края было вытеснено боль­шинство сербского населения, чему ни администрация ООН, ни миро­творцы НАТО воспрепятствовать не смогли.

Можно согласиться с тем, что Организация Объединенных Наций не должна монополизировать всю миротворческую деятельность, ре­гиональные международные организации могут справиться с задача­ми миротворчества самостоятельно. Так, например, на постсоветском пространстве с 1994 г. по мандату СНГ российские миротворцы находятся в зоне грузино-абхазского кон­фликта, в 1992-2001 гг. коллективные миротворческие силы СНГ при активном участии России действовали в Таджикистане. Не до конца был реализован миротворческий потенциал та­кой региональной международной организации, как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Хотя миссии ОБСЕ сыгра­ли свою позитивную роль в решении вопросов, возникавших в зонах конфликтов, в том числе и на постсоветском пространстве.