Обладают ли животные сознанием?

Каннибализм.

Каннибализм существует и у животных и у человека и эволюционировал он как форма индивидуального поведения. Он является ни самой прогрессивной, ни самой эффективной формой поведения. Связаны две проблемы. Первая: не ясна природа генетической детерминированности такого поведения у некоторых беспозвоночных. С другой стороны, не понятен механизм баланса между видовыми и индивидуальными преимуществами К. Он выявлен у насекомых в период личиночного развития и полового размножения. Он может быть значимым методом регуляции численности вида.

Т.о. К. встречается почти у всех позвоночных и беспозвоночных животных. Он может передаваться генетически или возникать автономно, в зависимости от обстоятельств. Причиной недетерминированного К. может быть высокая плотность популяции, конкурентное поведение, различие в размерах и половой диморфизм. Он может быть избирательным. Животные предпочитают поедать неродственных особей, дальних родственников, и только в крайнем случае братьев и сестер. Он может влиять как на морфологию животных, так и на их поведение.

Проблема сознания у животных представляется крайне трудной. Существует довольно широкий спектр научных представлений по этому поводу. Одни ученые абсолютно уверены в отсутствии сознания у животных, другие же утверждают, что оно есть у большинства из них. Все эти трудности, по-видимому, проистекают из неопределенности определения этой категории.

Некоторые ученые считают, что основным признаком сознания является намеренность действий и направленность на предмет. Другими словами, под сознанием понимают способность организма создавать психические образы и использовать их для управления поведением. Быть в сознании - это значит « знать, что ты делаешь, что собираешься делать, и каким способом будешь это осуществлять». Сознательность поведения включает в себя наличие сознательно поставленной цели и намерения выполнения действий. Одним из проявлений намеренного поведения, по мнению ряда ученых, является демонстрация отвлекающего поведения. Прекрасным примером такого поведения является поведение птицы, которая уводит хищника от своего гнезда, притворяясь раненой. Когда птица, волоча якобы сломанное крыло, отводит хищника на безопасное расстояние, она внезапно вновь возвращается к своему нормальному поведению и улетает. Однако этологи объясняют данное поведение как чисто инстинктивное в понятиях ритуализированной демонстрации. Вместе данные наблюдений за деятельностью высших приматов позволяют предположить наличие у них действительно намеренного поведения. В исследованиях Д. Примака изучалась способность шимпанзе к намеренной коммуникации путем создания ситуаций, в которых человек и обезьяна могли кооперироваться или конкурировать друг с другом при добывании пищи. Они сообщали друг другу посредством невербальных сигналов местонахождение спрятанной пищи. Когда человек помогал шимпанзе, отдавая ей всю найденную пищу, обезьяна также посылала и получала поведенческие сигналы о месте, где спрятана еда. В случае же конкуренции, когда человек забирал всю найденную пищу себе, шимпанзе научился вводить конкурента в заблуждение, не подавая ему нужных сигналов и не принимая в расчет «ложные» сигналы, подаваемые человеком, чтобы сбить обезьяну с толку. Такое поведение обезьяны заставляет предположить наличие у нее способности разгадывать цели и намерения человеческого поведения и знаний о том, как человек воспринимает их собственное поведение.

Есть также данные о том, что высшие антропоиды действительно способны к обману. В исследованиях Я. Рогинского было обнаружено явление «психической мимикрии», т.е. способность к двойственным поступкам, когда одновременно выполняются два действия. Обезьяна может маскировать свои агрессивные истинные намерения, демонстрируя дружелюбные действия. Так, шимпанзе Беата, которую исследователь как-то обидел, протянула ему руку, прося корм, при приближении ученого к клетке поцарапала ему лицо и порвала халат.

Сознательная активность человека предполагает наличие специфичных только для него видов поведения. В частности таким видом является альтруизм. Под альтруизмом в человеческой психологии понимают такую форму человеческого поведения, где центральным мотивом является интересы другого человека или социальной группы. При этом личность жертвует своими интересами в пользу других, не преследуя каких-либо материальных и прочих выгод. Таким образом, человеческое поведение выгодно реципиентами и не выгодно донору. Некоторые ученые пытаются доказать наличие альтруизма у животных, однако их рассуждения носят либо антропоморфический характер, либо за альтруистическое поведение выдаются факты заботы о потомстве или симбиотическое поведение. Правда, необходимо отметить наличие единичных достоверных наблюдений об оказании помощи носорогом раненой антилопе, которая пострадала после нападения крокодила и ряд других. Такие скудные наблюдения говорят о возможности альтруизма и не позволяют отрицательно решить вопрос об этой форме поведения у животных

Другой характеристикой сознания является способность индивида к рефлексии, т.е. осознанию самого себя, своих чувств, переживаний и действий. Осознают ли животные самих себя в этом смысле? Эксперименты по обучению крыс показали, что животные способны строить свое инструментальное поведение на основе информации об их собственном поведении и сигналов, поступающих из внешней среды. Это может свидетельствовать, в каком-то смысле, о том, что крысы знают о своих действиях, но это не означает, что они их осознают. Знание собственных действий может быть тождественно знанию сигналов внешнего мира. С другой стороны, эксперименты с высшими антропоидами по их реагированию на зеркало, показывают, что шимпанзе и орангутанги могут узнавать себя в зеркале. Молодые шимпанзе, рожденные на воле, пользовались зеркалом, чтобы чистить те части своего тела, которые увидеть другим путем невозможно. Вместе с тем, вопрос о способности животных реагировать на части своего тела в зеркале как проявление самосознания остается открытым.

По всей видимости, ответ на этот вопрос зависит от того, что мы понимаем под самосознанием. В отечественной психологии под самосознанием понимается, прежде всего, относительно устойчивая, осознанная и переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой строится взаимодействие с окружающим миром и другими людьми, а также вырабатывается отношение к себе. Осознание себя подразумевает установление отличий от других, что осуществляется с помощью человеческой речи. С этой точки зрения, видимо, нельзя говорить о наличии самосознания у животных. Однако, некоторые ученые, признавая отличие человеческого интеллекта от мышления животных, обусловленных использованием языка, не исключают наличие сознания у животных. Так, Д. МакФарланд отмечает, что хотя « нам трудно представить сознание без языка, однако это не дает нам права считать, что животные, которые не имеют языка или обладают очень примитивным языком не имеют сознания» ( Д.МакФарланд,1988,с.479).

Подводя итог, можно отметить, что у животных есть некоторые предпосылки к зарождению сознания, однако только человек способен обобществлять свой опыт, создавать совместный знания, которые закрепляются в речи, образцах материальной и духовной культуры. Человек способен выделять себя из окружающего мира, благодаря членораздельной речи, понимать поведение других людей и сопереживать им, хотя последнее обнаружены и у животных.