Асоциальное поведение животных.

Сравнивая постоянно человека и животных, мы отмечаем наличие у человека ряда особенностей не свойственных животным. Однако человечество обладает и пороками, такими как лень, паразитизм, обман, склонность к употреблению алкоголя и наркотиков. Наличие асоциального поведения у животных тоже крайне интересно. Т.к. оно представляет вариант изменчивости привычных поступков животных

Обман. В поведении человека обман занимает почетное место. Человечество использует часто обман как осознанный, так и неосознанный. У животных способность к обману представляется эволюционно прогрессивным поведением. В человеческом понимании обман представляет собой знание человеком правды, но сокрытие ее, или поведение в соответствии с легендой, несоответствующей действительности. По мнению Савельева в таком понимании мы можем рассматривать обман только у высших животных (обезьян). В других случаях мы имеем дело с наследственными формами поведения, имитирующего обман. Наиболее ярким примером является имитация смерти у насекомых, или имитация поведения хищника или придания себе большего размера. У высших животных обман связан с самыми сложными формами поведения. При этом основным условием является предсказание поведения обманутого. Выделяет тактический и стратегический обман. Лучше всего изучен первый вид у обезьян. Он проявляется в групповом поведении и классифицируется в следующих формах: попытка спрятать что-либо (часть тела, предмет), отвлечение внимания от «ценного объекта», переключение активности на постороннего индивида (Пример с молодым павианом, преследуемым старым агрессивным самцом). Таким образом, среди животных встречаются наследуемые и индивидуальные способы обмана как себе подобных, так и животных, стоящих на других ступенях эволюционной лестницы. Это естественная форма поведения, имеющая глубокие генетические и эволюционные формы.

Высшие обезьяны способны проявлять и чисто человеческие качества, такие как вымогательство, истерию, отказ от социально полезной активности, попрошайничество. Так наблюдения за шимпанзе-подростками в условиях лабораторного эксперимента показали, что обезьяны используют разные стратегии попрошайничества и истерик, которые направлены от низкоранговых особей к вышестоящим и служили эффективными стимулами дележа.

Попрошайничество распространено и у более низкоорганизованных животных. Классическим примером являются стайки домовых воробьев, имеющие своеобразную социальную структуру. Самцы и самки в одинаковой пропорции 20-30 особей. При кормлении такой группы легко заметить, что есть «попрошайки» и «добытчики». Первые вымогают корм у вторых и таким образом минимизируют затраты энергии.