Внутриполитическое развитие России в первой четверти XIX столетия.
Первая четверть XIX столетия – время правления Александра I. Придя к власти в результате политического переворота и убийства собственного отца, Александр предпринимает попытки реализовать ряд политических реформ в России, необходимость которых стала очевидна еще в конце XVIII столетия. Центром разработки новых реформ стал неофициальный совещательный орган при императоре – Негласный комитет, задачей которого, как она была сформулирована в одной из записей, было помогать императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей». В негласный комитет вошли граф Павел Александрович Строганов, граф Виктор Павлович Кочубей, Николай Николаевич Новосильцев, князь Адам Адамович Чарторыйский и другие лица.
В первой четверти XIX в. были реализованы ряд реформ:
- Попытки решения крестьянского вопроса: В 1803 г. был издан указ о вольных хлебопашцах, согласно которому помещики получали право освобождать крестьян с землей за выкуп. В 1804 – 1805 гг. была начата крестьянская реформа в прибалтийских землях. Однако реальных результатов эти меры не принесли.
- Реформа системы образования: 1803 году был утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. Вводилась преемственность между школами различных ступеней – приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами. В дополнение к московскому университету было основано еще пять: Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский, Петербургский. Санкт-Петербургский университет был основан в 1819 году на базе Главного педагогического института. Официальное открытие университета состоялось в 1820 году. Он разместился в бывшем здании Двенадцати коллегий, построенном на Васильевском острове еще при Петре I.
По Уставу все университеты получили значительную автономию: право выбирать ректора и профессоров, самостоятельно решать свои хозяйственные вопросы. Важно отметить, что теперь в учебные заведения могли быть приняты представители всех сословий, на низших ступенях обучение было бесплатным, то есть оплачивалось из государственного бюджета.
- Реформа системы государственного управления. В 1802 году созданные еще при Петре I коллегии были заменены министерствами, в которых вводилось строгое единовластие министра. Первоначально было образовано восемь министерств: военное, морское, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения.
В 1807-1809 гг. по инициативе А. I началась разработка проекта более масштабных реформ общественно-политического устройства России. Разработка этого проекта была поручена М.М. Сперанскому – одному из известных политических деятелей своего времени, выдающемуся ученому, юристу. Свой проект коренной реформы политического устройства России он изложил в документе, который назывался «Введение к уложению государственных законов» (1809 г.).
М.М. Сперанский предлагал начать государственное переустройства с принятия первой российской конституции, в которой были бы определены политические и гражданские права граждан России, и таким образом в интересах самой монархии ограничить власть царя. Необходимо было, как он считал, четко разделить власть на законодательную, исполнительную, судебную.
Сперанский предлагал ввести выборную Государственную Думу и Государственный Совет, назначаемый царем, по сути, это был аналог современного двухпалатного парламента.
Вся система государственного управления, по проекту Сперанского, должна была строиться снизу вверх. Предполагалось, что население будет выбирать местные думы. Собираясь раз в три года, думы в свою очередь, должны выбирать членов правления, которым предлагалось вести местное хозяйство до следующего собрания, а также выбирать представителей в вышестоящие думы (волостная – в окружную, окружная – в губернскую, губернская – в центральную).
В 1810-1811 гг. была начата реализация некоторых из предложений М.М. Сперанского. Были реорганизованы министерства, при чем количество их увеличилось, а функции были ещё более чётко разграничены. Для совместного обсуждения министрами был создан Комитет министров.
Следует отметить, что реформы М.М. Сперанского оказались крайне непопулярными среди политической элиты того времени. Резко против реформ выступили многие образованные люди, в том числе Н.М. Карамзин, в «Записке о старой и новой России» доказывавший необходимость сохранения самодержавной власти в России. Все это негативно сказывалось на позициях М.М. Сперанского. Кроме того, приближался 1812 год, Россия находилась в сложных внешнеполитических условиях, было очевидно, что должна была начаться масштабная война с Францией.
В таких условиях попытки Сперанского проводить коренное переустройство общественно-политической системы в России были расценены многими как антигосударственная деятельность, а сам Сперанский обвинен в том, что является наполеоновским шпионом. Все это привело к тому, что в марте 1812 г. Сперанский был отправлен в отставку и сослан сначала в Нижний Новгород, а потом в Пермь. Впоследствии он был помилован, но планировавшиеся реформы так и не были проведены.
Война 1812 г. стала своеобразным рубежом в правлении Александра I. Если в 1801-1811 гг. по его инициативе велась разработка проекта масштабных реформ в России, то после проведения войны, после знакомства с тем, к чему привела революция и глобальные политические преобразования во Франции, он стал одним из консервативных правителей своего времени, как я уже говорил, на ряду с монархами Австрии и Пруссии следивший за тем, чтобы Европа оставалась монархической.
Единственным прогрессивным в политическом отношении шагом А. I во второй части его правления стало дарование в 1815 г. Конституции Царству Польскому (большая часть территории современной Польши, по Венскому конгрессу отходившая под власть России).
На основной территории государства, во второй половине правления Александра I им была реализована только одна реформа - Военная реформа, которая оказалась крайне не популярной как среди современников, и впоследствии получила самые отрицательные оценки у историков.
В 1816 году началась военная реформа. Александр, желая сократить расходы на содержание армии, начал введение военных поселений. Военные поселения должны были заниматься одновременно земледелием и военной службой. Поселенцы должны были жить в одинаковых домах, по команде вставать, выходить на работу и возвращаться домой. По приказу начальства они должны были вступать в брак. Военные поселения были созданы на казенных землях Петербургской, Новгородской, Могилевской, Харьковской губерний. Начальником военных поселений стал А. А. Аракчеев (1769 – 1839 г.г.) – известный персонаж, имя которого стало нарицательным. Военные поселения стали символом реакции того времени, так как к тяжести военной службы добавлялась тяжесть сельского труда, тотальная регламентация всей жизни крестьян. Введение военных поселений вызвало широкое сопротивление среди сельского населения страны, привело к ряду восстаний: так в 1817 году произошло крупное восстание в Новгороде, в 1819 году - в Чугуеве.
16 октября 1820 года произошла так называемая «Семёновская история». Головная рота Семёновского полка подала просьбу отменить введенные жесткие порядки и сменить полкового командира. Роту в полном составе арестовали и отправили в Петропавловскую крепость. Остальные роты решили заступиться за товарищей и выказали непослушание явившемуся высшему начальству, потребовали освобождения арестованной роты из-под ареста или отправить в крепость весь полк. Был принят второй вариант. Под конвоем казаков, без оружия, полк проследовал в Петропавловскую крепость.
Однако, система военных поселений так и не была отменена и просуществовала в России до времени правления Александра II.
Таким образом, реакционная политика второй половины правления А. I вызвала острое недовольство со стороны широких кругов российского общества и стала причиной зарождения тайных обществ, ставивших своей целью проведение коренного переустройства общественно-политической жизни в стране.