РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ МОДЕЛИ в XVII веке
ДВЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭВОЛЮЦИИ
В XVII веке после успешного преодоления последствий Смутного времени Россия интенсивно развивалась. В ней наблюдался значительный рост хозяйства и усиление его связи с рынком. Появление новых отраслей производства обусловило расширение деятельности мануфактур. Дальнейший рост феодальной земельной собственности и появление торгового капитала способствовали формированию общероссийского национального рынка. Наличие этих новых явлений позволяет говорить о том, что в XVII веке в России шло активное становление предпосылок капитализма. В случае продолжения естественного хода этого процесса, это могло привести к тому, чтокапитализм в России сложился бы к концу XVII, а не к концу XIX века. Однако этот процесс был значительно осложнен и замедлен оформлением крепостнических отношений. В 1649 г. состоялся Земский Собор. На нем было принято Соборное Уложение, по которому крестьянин был юридически прикреплен к личности помещика, что фактически прекратило формирование свободного рынка наемной рабочей силы.
В политической и административной областях также шло постепенное ужесточение режима: сословно-представительные учреждения и местное самоуправление были заменены бюрократическими институтами; непомерно разрослись приказы, осуществлялась их структурная перестройка и изменены функции – однако это не приносило желаемого эффекта, что явилось причиной так называемой «злокозненной московской волокиты», т.е. ситуации, когда важнейшие социальные, экономические и государственные вопросы по несколько лет не находили разрешения, из-за громоздкости разбухшего бюрократического аппарата, дававшего почву для роста коррупции, в то время как раньше аналогичные дела можно было решить выборными органами местного самоуправления. С этими же факторами (сворачивание деятельности местного самоуправления и бюрократизация власти) связано упразднение Земских соборов. Последний Земский Собор в полном составе был созван в 1653 г., когда решался вопрос о присоединении Украины и объявлении войны Польше. С этого времени можно говорить о ликвидации монархии с сословным представительством (самодержавия) и появлении абсолютизма, опиравшегося на жесткую, но далеко не всегда эффективную бюрократическую систему.
Таким образом, самодержавие при Алексее Михайловиче было заменено абсолютизмом, в основе которого лежали два компонента:
1) Цезарепапизм – отличие цезарепапизма от самодержавия состоит в том, что при самодержавии Церковь хотя и занимает подчиненное положение по отношению к государству, но все же обладает достаточно высокой степенью самостоятельности и активно влияет на государственные дела, деятельно участвует в политической жизни страны и самодержавие обычно всегда если и не принимает, то все же учитывает, или, по крайней мере, прислушивается к мнению Церкви по многим вопросам. При цезарепапизме церковь также является необходимейшим, обязательнейшим, но все же лишь атрибутом государства. Благочестие здесь есть некая государственная добродетель, нужная лишь в меру государственной потребности в благочестивых людях. Такого рода цезарепапизм сложился в годы опричнины. Иван IV тогда не признавал ни элементов «клирократии», ни властного паритета полномочии монарха и высшего духовенства, полагая, что задача священнослужителей должна быть ограничена их заботами о спасении человеческих душ.
2) Второй компонент абсолютизма – жесткая бюрократическая система, основанная на крепостнических методах управления. Эти крепостнические методы были, очевидно, заимствованы царем Алексеем из Польши. Польская шляхетская аристократия практиковала невиданные по степени жестокости формы порабощения и эксплуатации крестьян (особенно украинских и белорусских). Эти формы крепостного рабства очевидно и были заимствованы царем во время военных походов и затем перенесены в Россию, наряду с другими приобретениями. (При царе Алексее существовала мода на все польское, как при Петре I – на все немецкое).
Таким образом, российский абсолютизм, обусловивший «своеобразие дальнейшего исторического пути России» был образован наложением друг на друга двух компонентов: византийского цезарепапизма и бюрократии, основанной на крепостнических (раннеевропейских в своей основе) методах закабаления и управления.
В свете сказанного, необходимо указать на следующее, важное обстоятельство. В XVII веке в России существовали и боролись между собой две противоположные тенденции. Первая тенденция – в основе своей социально-экономическая, развивающаяся «снизу» носила в большей степени объективный характер – рост торговли, промыслов и ремесел, формирование рыночных отношений, появление частных мануфактур с использованием вольнонаемного труда и т.д. Главными носителями этой предкапиталистической тенденции выступали те люди, которых позднее назовут старообрядцами (или иначе ошибочно «раскольниками»). Именно они впоследствии будут существенно способствовать росту экономического могущества страны.
Об их значении в истории России хорошо написал прекрасно знавший эту среду русский певец Ф.И. Шаляпин: «И ведь все эти русские мужики – Алексеевы, Мамонтовы, Сапожниковы, Сабашниковы, Третьяковы, Морозовы, Щукины – какие все это козыри в игре нации» [1, с. 141].
Советские историки, зашоренные классовым подходом, как правило, не обращали внимания на принадлежность к старообрядчеству ведущих фамилий московских предпринимателей. Западные исследователи, напротив, считали старообрядчество очень важным фактором формирования русского национального капитала, поскольку перед революцией 1917 г. 64% торгово-промышленного класса России было представлено старообрядцами. Например, американский историк Дж. Вест писал, что «взгляды П.П. Рябушинского и его соратников… были во многом определены их связью со старообрядцами». Называя П.П. Рябушинского и его сторонников «неостарообрядцами», он отмечал: «Победи в России капитализм под предводительством Рябушинских, он, скорее всего, облачился бы в религиозные одеяния раскольников»
Здесь может возникнуть закономерный вопрос: как же так? Как староверы, известные своим упорным консерватизмом, нежеланием принимать «новины» могли вдруг являться носителями прогрессивных капиталистических тенденций? Однако, противоречие это кажущееся. Они были консерваторами в культурно-религиозной и семейно-бытовой жизни, но во всем, что касалось экономической сферы, они были новаторами. Тот же Домострой, устанавливавший строгие рамки религиозно-семейной жизни не только разрешал, но и настоятельно предписывал желательность и даже необходимость хозяйственной деятельности, призванной обеспечить «самостоятельность дома в целом при внутреннем разделении обязанностей и уважения к труду и частной инициативе всех его жителей».
Другое дело, что не все из технических новшеств могло быть воспринято старообрядцами. «Традиционное крестьянство отнюдь не было препятствием на пути модернизации и индустриализации, заключая в себе предпосылки для их более органических вариантов. Но любая принимаемая новация не должна была разрушать мировоззренческое ядро, сердцевину отвоеванной в жестоких столкновениях XVII-XVIII вв. собственной культуры. Сутью этого мировоззрения была принципиальная космоцентричность, стремление любой новый порядок вещей и любое техническое нововведение приводить в соответствие с моделью идеального равновесия вселенной. Нам нужно было дожить до эпохи глобальных нарушений экологического равновесия и озоновой бреши, да бы понять, что интуиция наших предков, подсказывавшая им идею такого равновесия, была безупречна».
Отрицательное же отношение староверов ко всему иностранному было вызвано не только страхом перед «новинами».По замечанию Г. В. Плеханова,оно явилось формой выражения протеста нарождавшейся буржуазии против конкуренции иностранного капитала. «Русское старообрядческое купечество наиболее остро переживало конкуренцию со стороны английских и голландских торговых компаний, почти беспошлинно продававших и покупавших товары по всей территории страны. Таким образом, выступая против «латинян» и «немцев», вожди старообрядчества отстаивали сложившийся порядок русской жизни, в которой начинали утверждаться принципы капиталистического развития. Русский аскетизм давал возможность накапливать первоначальный капитал, не прибегая к традиционному для Запада способу ограбления».
Невольно приходит мысль, если бы правительство XVII века дало спокойно развиваться России, то, скорее всего, староверы развили бы капитализм и промышленность в интенсивном направлении. И не было бы тогда ни церковной реформы XVII века, ни расколов, ни петровского крепостнического абсолютизма и просвещения с его политикой, основанной на принудительном труде и экстенсивном пути развития. Тогда и капитализм в России имел бы плавный, постепенный, естественно-эволюционный, а не спонтанно-взрывной, искусственный и хаотичный характер. И возможно сейчас Россия была бы наиболее экономически развитой страной в мире. «Пример других государств показывает – вовсе не обязательно ломать национальные традиции для успешного соревнования с Западом. Напротив, наибольших успехов в этом соревновании добились там, где не отказались от своих корней, от национальной психологии, от национального отношения к труду и к жизни. Наблюдаемое уже в новейшей истории японское, да и китайское чудо можно охарактеризовать именно как модернизацию б е з вестернизации, во всяком случае, без изменения коренных чувств, верований и мировоззрения людей Востока»[6, с.187].
Очевидно, называть экономическую систему, которая могла установиться в России в ходе реализации данной тенденции – капиталистической – не вполне корректно. Все таки – это западноевропейский термин, который в большей степени применим для характеристики именно европейско-американской цивилизационной модели. С другой стороны, поскольку нечего более адекватного для обозначения возможного альтернативного пути развития России пока не придумано, автор решил не отвергать этот термин полностью, но употребить его с некоторыми уточняющими формулировками, а именно – «общинно-экологический капитализм с человеческим лицом», основными чертами которого явились бы постепенность, гуманность осуществления и преемственность исторического развития, с сохранением основных элементов прежней культуры, образа жизни и т.д.
Люди, способные создать такую систему, представляли собой ту коренную, низовую Россию, в которой были сохранены трудовые традиции, освященные духом древлего православия. Это была народная, старообрядческая Россия.
Однако, после раскола возникла и стала развиваться и другая Россия – романовская, дворянско-европеизированная. Она не хранила древние домостроевские традиции, но дала начало новому, петербургско-имперскому периоду нашей истории, густо замешанному на космополитизме и прочих европейских «ценностях». Эта верхняя «лакированная» Россия несла в себе другую тенденцию, в основе своей политическую и административно-полицейскую, имевшую по большей мере субъективный характер, поскольку эта тенденция исходила сверху, от власти. Она была направлена на ужесточение политической системы и стремилась поставить население страны под жесткий административно-бюрократический и военно-полицейский контроль абсолютистско-крепостнического государства-монстра.
Эта другая тенденция, в конце концов, возобладала. Подтверждением этого вывода является, например, то, что к концу XVII и особенно в XVIII веке значительно сокращается число частных мануфактур, использующих вольнонаемный труд, и увеличивается количество государственных (посессионных), использующих дешевый малопроизводительный и менее качественный принудительный труд крепостных крестьян, насильно приписанных к заводам. Эта тенденция подавила в зародыше наметившиеся ростки капитализма, появившиеся в результате развития первой тенденции «старообрядческой» и обрекла Россию на все более увеличивающееся хроническое отставание от передовых стран Европы, где капитализм строился едва ли не в определяющей мере во многом за счет средств и ресурсов, поставляемых из той же России.
В дальнейшем, при Петре I, эта практика была еще больше расширена.
Как писал И. Л. Солоневич: «Заграничные банки на шкуре, содранной с русского мужика, строили мировой капитализм. Если только один Меньшиков уворовал сумму, равную государственному бюджету, то мы вправе предполагать, что остальные вольные и невольные воры и укрыватели только в меншиковское время перевели за границу сумму, равную по меньшей мере, еще двум государственным бюджетам. А это по довоенным – до 1914 года – масштабам должно было равняться миллиардам десяти довоенных золотых рублей. На такую сумму можно было «построить капитализм». И русский мужик был, по существу, ограблен во имя европейских капиталистов»
С этого времени – т.е. с эпохи Петра I – «модернизация» страны окончательно пошла не по капиталистическому пути, пусть и со всеми его местными качественными характеристиками и национальными особенностями (1 – я тенденция), а по крепостническому, дворянско-европеизированному (2 – я тенденция). Это и обусловило своеобразие исторического развития России, послужив в дальнейшем основой для различного рода потрясений и катастроф, ибо каждый раз следствием реформ, проводившихся в рамках петровской квазимодернизаторской, еврокрепостнической, абсолютистской модели, оказывалось еще большая архаизация системы общественных отношений. Именно она и приводила Россию в страну догоняющего развития.
Тема № 7