Основы формирования двигательного навыка

Двигательные умения и навыки

В процессе ф.в. занимающихся обучают различным двигательным действиям. При овладении техникой д.д. в начале возникает умение его выполнять, а затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умения постепенно переходят в навык. Умения и навык отличаются друг от друга степенью их освоенности, т.е. способами управления со стороны сознания человека.

Умение выполнять новое д.д возникает на основе следующих предпосылок:

- минимума основных знаний о технике действия;

- наличие двигательного опыта;

- достаточного уровня физической подготовленности;

- при творческом мышлении в процессе построения новой системы движений.

Двигательные умения – приобретенная способность осуществлять двигательное действие при ведущей роли мышления в управлении движениями.

Д.У. нестабильны и неустойчивы к действию сбивающих факторов (утомление, перерывы в обучении и т.д.).

Д.У. является переходными стадиями Д.Н. в том случае, когда необходимо добиться совершенного владения техникой д.д. Д.У. могут не доводиться до навыков (при разучивании подготовительных, подводящих упражнений, материал школьной программы по ф.п.).

Дальнейшее совершенствование д.д. при многократном повторении к автоматизированному его выполнению, т.е. умение переходит в навык.

Двигательный навык – это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежность. Исполнения.

Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависит от:

1) двигательной одаренности и двигательного опыта;

2) возраста (дети осваивают движения быстрее чем взрослые);

3) координационной сложности движения;

4) профессионального мастерства преподавателя;

5) уровня мотивации, сознательности, активности.

Таблица: с.66 Формирование д.з. и д.н.

Овладение д.д. осуществляется в следующей методической последовательности:

1. Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации.

2. Формирование знаний о сущности д.д.

3. создание полноценного представления об изучаемом движении.

4. Освоении изучаемого д.д. в целом.

Образование д.у. начинается с создания установки на овладение д.д. Установка сопровождается образованием ориентировочной основы действия, т.е. восприятия и анализа всего того, что необходимо для его осуществления. Ориентировочная основа складывается из получаемых от преподавателя знаний о д.д., а так же из восприятий и оценки деталей окружающей обстановки, имеющих значение для его выполнения. В О.О.Д. входят так же из двигательной памяти знакомые представления и ощущения, ранее освоенных двигательных действий, которые могут быть использованы при построении новой системы движений.

После того, как сложилась О.О.Д., возникает программа действия. По завершении попытки выполнить действие следует анализ и оценка его выполнения и постановка задачи по совершенствованию действия при следующей попытке. Для практического освоения техники д.д. нужны неоднократные повторения движений с установкой на лучшее разрешение двигательной задачи, устранение допущенных ошибок. С тем, чтобы качественнее и быстрее осваивать движения. При формировании двигательного навыка в Ц.Н.С. последовательно сменяются 3 фазы протекания нервных процессов (возбуждение и торможение).

I фаза – возбуждение одновременно нервных центров, обеспечивающих выполнение данного движения и соседних центров, не участвующих в работе à движение осуществляется закрепощено.

IIфаза – при многократном повторении происходит локализация нервных процессов в тех центрах. Которые обеспечивают выполняемое движение, а соседние центры как бы выключаютсяà сформировано двигательное умение.

IIIфаза – стабилизация, высокая степень координации и автоматизации движений à признаки д.н.

Формирование Д.Н. протекает в соответствии с рядом законов:

- закон изменения скорости в развитии навыка;

- закон «плато» (задержки) в развитии навыка;

- закон отсутствия предмета в развитии навыка;

- закон угасания;

- закон переноса навыка.