Стилевые направления в модерне

Важнейшим для нового стиля стал лозунг Анри..Ван­ де Вельде "Назад к природе". Природа была неиссякаемым источником идей для художников ар нуво, многие из них обладали обширными познаниями в ботанике и черпали вдохновение в мире растений. Цветы, стебли и листья благодаря своим естественно изогнутым силуэтам служили щедрым материалом для творческих фантазий. Наиболее распространенной темой стали бутон (символ появления новой жизни), раковина, волна, пламя, облако, экзотические растения с длинными стеблями и бледными цветками. Предпочтение отдавалось лилиям, кувшинкам, ирисам и орхидеям, хотя и любая другая необычная форма, будь то пальмовые листья или водоросли, могла быть использована для создания живо­го узора. Яркие и грациозные насекомые и птицы - стре­козы, павлины и ласточки - прекрасно поддавались сти­лизации, подходили для этого и такие представители животного царства, как змеи и борзые собаки. Часто использовались восточные мотивы. В большой моде было изображение женского тела, особенно в сочетании с фан­тастическими завитками и волнами длинных волос, на­поминающими то языки пламени, то океанские волны. Это художественное направление получило назва­ние "флореального".

Яркими образцами флореального направления в модерне являются работы бельгийских, французских, немецких, испанских мастеров. Среди них интерьерные рабо­ты Виктора Орта и Анри ван де Вельде, скульптуры Франса Хооземанса, решетки парижского метро и мебель Гектора Гимара, фантастические постройки в Барселоне Антони Гауди, интерьеры, решетки и мебель в Мюнхене Августа Энделя, Рихарда Римершмидта, Берхарда Панкока.

На ином принципе строили свой поиск мастера "шко­лы Глазго", возглавляемой Макинтошем и "Венского сецессиона". Они создавали "более сдержанную разновид­ность ар нуво". Свободно текущие линии здесь были под строгим контролем. В центре их внимания были чистые геометрические формы, во многом предвосхитив­шие прямоугольную функциональность модернизма двад­цатого века.

Чарлз Ренни Макинтош был одной из самых влия­тельных фигур в позднем ар нуво. Вместе с женой он возглавлял объединение шотландских дизайнеров "Груп­па четырех", которая была частью большого союза ре­месленников, работавших в новом стиле. Макинтош раз­работал особый вид "конструктивного орнамента", по­средством которого контур предмета превращался в элемент декора.

Геометрия чистых форм стиля школы Глазго оказа­ла влияние на развитие ар нуво в Германии и Австрии. Венская группа художников и архитекторов - Сецессион, образованная в 1897 г., уже с самого начала предпочи­тала структурные прямые линии прихотливым изгибаю­щимся линиям традиционного ар нуво. Старшее поколе­ние в Сецессионе было представлено Отто Вагнером (1841- 1918). Среди учредителей Сецессиона были его ученики Йозеф Мария Ольбрих и Йозеф Хоффман.

Строгость и контролируемый контраст форм в про­изведениях Сецессиона стало началом превращения "клас­сического" ар нуво во что-то новое, что легло в основу архитектуры XX века, постепенно отказавшейся от не­архитектурного декора и орнаментов, в основу нового стиля - функционализма.

Почти все создатели немецкого и австрийского но­вого стиля вышли из среды графиков, живописцев, де­кораторов, осваивали архитектуру и прикладное искус­ство в процессе проектирования зданий и вещей, стано­вились конструкторами, технологами, детально изучали историю искусства, особенно нетрадиционных его явле­ний. А когда спустя несколько лет увлечение орнамен­тальными композициями стало стихать, довольно легко начали переходить к конструктивным, рациональным по своей основе решениям, как бы постепенно вызревавшим внутри их творчества. С их отношением к этому первому периоду формирования стиля XX века... Именно тогда предметное творчество, делание вещей - через активные поиски нового стиля - было поднято до уровня искусства в целом, что оказалось необычайно важным для форми­рования теории дизайна.