Лекция 7

Зрелищность в римской культуре

Лекция 6

христианство пришло в рим с востока.

теоцентризм в христ-в центре Бог

антропоц-е христианство .

библийкие сюжеты отражаются в римской культуре

апостолы-ученики христа

крупные общины были в риме в эфесе

римский имперетор приравнивался к богу, но христане отвергали имперетора как бога = > политическая проблема

христане долгое вермя прятались.

символ христанства-рыба.

64 г-пожар в риме. нейрон объявил христиан виновными в пожаре

к конце 3 века отношение к храист изменилась 4 век-имперетор христианин( закрывались языческие действия олимпийские игры и др)

в конце 4 векапоявилось изображение христа ( как мы его знаем сегодня)

 

от античных языческих представоений рим переходит к христианству.

 

 

2 особенности рима-гражданственность, зрелищность

зрелищные мероприятия: гладиаторские бои, публичные казни, триумфальные шествия

гладиаторские бои

106 до н э вводятся в число публичных зрелищ

обучение в глад школе 3 года

более 20 типов гладиаторов(андабаты, демахеры, пигниарии.)

заперещены в 404 г

участие в гл боях принудительное . (рабы) но глад можно была стать добровольно(нужно было принять присягу и юр-и объявить сябя мертвым) молодые юношы шли в ряды гладиаторов из -за славы и денег

65г до н э Цезарь орагнизовал гл бой, в котором билось около 380 пар глад одновременно.

63г н.эпринимали участие в глад боях жен-ы

хорошие глад полчали жалования за бои, император мог согласится на публичную смерть глад( смерть гл была взможна если только император присутствовал на боях)

в глад боях были судьи

правила:

глад на арене не могли разговаривать

соблюдение чести(упавший готывый сдаться дожен был самснять шлем и подставить горло)

глад могли быть телохранителем императора

после великой победы им вручали дререв-ый меч

мозаики с изображение глад боев украшали дома

отношение к глад боям у разных историков различное («+»Цицерон, Тацит;

«-»Сенека (учитель нейрона))

некоторы императоры сами принемали участие в боях

в глад могли быть люди с угловными делами

 

травли животных - зрелище в риме

цезарь устроил сражение, в которм бились 400 львов

животных привозили со всего мира .

например:было сражение белого медведя с бурым (бедняга беленький умер)

организовывали зрелища с дресировкой животных

362 год запрещены травли

навмахи-гла-е морскте сражение имитация морского боя

при цезаре на марсовом поле в риме было вырыто озеро, затем было засушено и закопано

2 в до н э навмахии посвящено победе греков над персами

триумфальные шествия

триумф-торжественное вступление в сталиуц победоносного полководца и его войска

требования к проведениям триумфов

1 триумфатор должен иметь высшую исполнительную часть-империю

2 чел будущий триумфатор должн был вести войну быть главнокомандующим

3 проводить или не проводить треумф решал сенат, редко постановление народного собрания

4 триумф довался по окончанию войну, которая сопровождалась большими патерями врагов

5 до того как принята решение о триуифе военочальник не имел право войти в город(одно исключение -цезарь)

6 события начинались с марсова поля в Риме, у трицмфатора особое облочение,таким образом он становится подобием юпитера на голове лавровый винок-символ славы победы и мира, в руках лавровая ветвь и скипетр из слоновой кости . когда ее везли, его окружали семья за ним идет раб и напоминает ему,что он вего лишь человек , триумфатор ехал на колеснице , в начале музыкальная процессия , затем воин в парадном облачении в центре процессии триумфатор с родственниками, шествия могли длиться до 3 дней, шествие шло от марса до храма юпитера. триумф заканчивался угощениями , в честь триуфатора строилась триумфальая арка

авация - менее торжественная форма триумфа

традиции строить триумфальные арки вышло за рамки античного рима , во всех крупных европейскихгородах строились арки эпоха классицизма

римский театр

театр развивался

отличия театра римского от греч-в риме имется подобее сцены и есть стены, которые использовалась как декорации и вешался занавес , устройство театра изменились в риме сцена на 1 уровне зрительских мест появилась кровля (навес над амфитеатра) появился занавес повод к мераприятия-праздники.ю как элемент триумфального шествия , конные состязания заканчивались театральным представлениям

240г до н э- рождение римской литературы тит ливий андроник - первым перевел на латинский яз произведения гомера с енго насинается литература

тит макций плант писал комедии сюжет выбирает где гла герой раб интрегант , мог брать греческие комедии и изменял его ,цель-развлечь публику, язык плавт-не лишен идиоматических выражений(запикивать надо)

римляни больше любили комедии, чем трагедии

создание нового жанров театрального исскуст:

ателлана (во 2 веке до н э)-веселые фарсы, язык грубый

мим- легие песни, бытовые сценки с песнями шутками интригами. актеры играли без масок. использовались танцивльные номера, главная особенность мима -имправизация

пантонима-сценическое искусство смысл передаестся с помощью слов особенность римской пантомимы -- были слова(хор позади актера рассказывал, а актер играл, всего лишь 1 актер, трагическая пантомима вытеснила трагедию в жанре трагической пантомимы прославился Нерон

пантонима 1 актер+хор

пиррихии - театрально - пантомимический ансамбль , много актеров, актеры не говорили а танцивали, говорил хор

"суд Париса"- известная пиррихия

актеры-рабы или вольноотпущенники

. за свои произведения драмотурги получали деньги , театр-забава, веселе

философ который писал трагедии -Сенека. его тексты трагедии должны вызывать ужас

часто смеялись над чужими богами

римсакя литература и поэзия

первый римский прозаик - марк порций катон старший считал греч поэзию образцом для подражания, осуждал современные нравы "были люди в наше время", был энциклопедистом оратор ,

середина 2 векадо н э важнейший жанр- сатирический

полибий-греческий историк, писал историю римских воин и побед, говорил о вмешательство рима в дела др государств как о благе для этих государств

гай юлий цезарь "записки о гражданской войне" "записки о галльской войне"

марк варрон - энциклопедист больше 40 книг с описанием римского народа быт..., книги по юросприд, лите и истории агрономии военное дело структкра латин яз искусству

тит лукреций кар - римский философ мыслитель матер реалист, писал о естественном происхождении земли и всего живого , из его трудов узнаем об эпекуре-римском филофосфе

сатира-литературный жанр который появился в риме в переводе с римского сатира-смесь жанров,стилей,языка

"минипова сатира"

известный сатирик - варрон, гай луцилий(политическая сатира) расцвет сатиры -децим юний ювенал , обвинял все, что его раздражало

эпиграмма -римский литературный жанр, Марциал- автор эпиграмм , колкие острые произведение с прадоксальной концовкой. эпиграма высмеевает

эпиграммы популярны в эпоху классицизма( пушкин байрон)