Лекция 7
Зрелищность в римской культуре
Лекция 6
христианство пришло в рим с востока.
теоцентризм в христ-в центре Бог
антропоц-е христианство .
библийкие сюжеты отражаются в римской культуре
апостолы-ученики христа
крупные общины были в риме в эфесе
римский имперетор приравнивался к богу, но христане отвергали имперетора как бога = > политическая проблема
христане долгое вермя прятались.
символ христанства-рыба.
64 г-пожар в риме. нейрон объявил христиан виновными в пожаре
к конце 3 века отношение к храист изменилась 4 век-имперетор христианин( закрывались языческие действия олимпийские игры и др)
в конце 4 векапоявилось изображение христа ( как мы его знаем сегодня)
от античных языческих представоений рим переходит к христианству.
2 особенности рима-гражданственность, зрелищность
зрелищные мероприятия: гладиаторские бои, публичные казни, триумфальные шествия
гладиаторские бои
106 до н э вводятся в число публичных зрелищ
обучение в глад школе 3 года
более 20 типов гладиаторов(андабаты, демахеры, пигниарии.)
заперещены в 404 г
участие в гл боях принудительное . (рабы) но глад можно была стать добровольно(нужно было принять присягу и юр-и объявить сябя мертвым) молодые юношы шли в ряды гладиаторов из -за славы и денег
65г до н э Цезарь орагнизовал гл бой, в котором билось около 380 пар глад одновременно.
63г н.эпринимали участие в глад боях жен-ы
хорошие глад полчали жалования за бои, император мог согласится на публичную смерть глад( смерть гл была взможна если только император присутствовал на боях)
в глад боях были судьи
правила:
глад на арене не могли разговаривать
соблюдение чести(упавший готывый сдаться дожен был самснять шлем и подставить горло)
глад могли быть телохранителем императора
после великой победы им вручали дререв-ый меч
мозаики с изображение глад боев украшали дома
отношение к глад боям у разных историков различное («+»Цицерон, Тацит;
«-»Сенека (учитель нейрона))
некоторы императоры сами принемали участие в боях
в глад могли быть люди с угловными делами
травли животных - зрелище в риме
цезарь устроил сражение, в которм бились 400 львов
животных привозили со всего мира .
например:было сражение белого медведя с бурым (бедняга беленький умер)
организовывали зрелища с дресировкой животных
362 год запрещены травли
навмахи-гла-е морскте сражение имитация морского боя
при цезаре на марсовом поле в риме было вырыто озеро, затем было засушено и закопано
2 в до н э навмахии посвящено победе греков над персами
триумфальные шествия
триумф-торжественное вступление в сталиуц победоносного полководца и его войска
требования к проведениям триумфов
1 триумфатор должен иметь высшую исполнительную часть-империю
2 чел будущий триумфатор должн был вести войну быть главнокомандующим
3 проводить или не проводить треумф решал сенат, редко постановление народного собрания
4 триумф довался по окончанию войну, которая сопровождалась большими патерями врагов
5 до того как принята решение о триуифе военочальник не имел право войти в город(одно исключение -цезарь)
6 события начинались с марсова поля в Риме, у трицмфатора особое облочение,таким образом он становится подобием юпитера на голове лавровый винок-символ славы победы и мира, в руках лавровая ветвь и скипетр из слоновой кости . когда ее везли, его окружали семья за ним идет раб и напоминает ему,что он вего лишь человек , триумфатор ехал на колеснице , в начале музыкальная процессия , затем воин в парадном облачении в центре процессии триумфатор с родственниками, шествия могли длиться до 3 дней, шествие шло от марса до храма юпитера. триумф заканчивался угощениями , в честь триуфатора строилась триумфальая арка
авация - менее торжественная форма триумфа
традиции строить триумфальные арки вышло за рамки античного рима , во всех крупных европейскихгородах строились арки эпоха классицизма
римский театр
театр развивался
отличия театра римского от греч-в риме имется подобее сцены и есть стены, которые использовалась как декорации и вешался занавес , устройство театра изменились в риме сцена на 1 уровне зрительских мест появилась кровля (навес над амфитеатра) появился занавес повод к мераприятия-праздники.ю как элемент триумфального шествия , конные состязания заканчивались театральным представлениям
240г до н э- рождение римской литературы тит ливий андроник - первым перевел на латинский яз произведения гомера с енго насинается литература
тит макций плант писал комедии сюжет выбирает где гла герой раб интрегант , мог брать греческие комедии и изменял его ,цель-развлечь публику, язык плавт-не лишен идиоматических выражений(запикивать надо)
римляни больше любили комедии, чем трагедии
создание нового жанров театрального исскуст:
ателлана (во 2 веке до н э)-веселые фарсы, язык грубый
мим- легие песни, бытовые сценки с песнями шутками интригами. актеры играли без масок. использовались танцивльные номера, главная особенность мима -имправизация
пантонима-сценическое искусство смысл передаестся с помощью слов особенность римской пантомимы -- были слова(хор позади актера рассказывал, а актер играл, всего лишь 1 актер, трагическая пантомима вытеснила трагедию в жанре трагической пантомимы прославился Нерон
пантонима 1 актер+хор
пиррихии - театрально - пантомимический ансамбль , много актеров, актеры не говорили а танцивали, говорил хор
"суд Париса"- известная пиррихия
актеры-рабы или вольноотпущенники
. за свои произведения драмотурги получали деньги , театр-забава, веселе
философ который писал трагедии -Сенека. его тексты трагедии должны вызывать ужас
часто смеялись над чужими богами
римсакя литература и поэзия
первый римский прозаик - марк порций катон старший считал греч поэзию образцом для подражания, осуждал современные нравы "были люди в наше время", был энциклопедистом оратор ,
середина 2 векадо н э важнейший жанр- сатирический
полибий-греческий историк, писал историю римских воин и побед, говорил о вмешательство рима в дела др государств как о благе для этих государств
гай юлий цезарь "записки о гражданской войне" "записки о галльской войне"
марк варрон - энциклопедист больше 40 книг с описанием римского народа быт..., книги по юросприд, лите и истории агрономии военное дело структкра латин яз искусству
тит лукреций кар - римский философ мыслитель матер реалист, писал о естественном происхождении земли и всего живого , из его трудов узнаем об эпекуре-римском филофосфе
сатира-литературный жанр который появился в риме в переводе с римского сатира-смесь жанров,стилей,языка
"минипова сатира"
известный сатирик - варрон, гай луцилий(политическая сатира) расцвет сатиры -децим юний ювенал , обвинял все, что его раздражало
эпиграмма -римский литературный жанр, Марциал- автор эпиграмм , колкие острые произведение с прадоксальной концовкой. эпиграма высмеевает
эпиграммы популярны в эпоху классицизма( пушкин байрон)