Дистанционное обучение

 

Информационные технологии позволяют объединить информационные ресурсы вузов, образовательных и научных центров, расположенных как в нашей стране, так и за рубежом. Эффективным применением информационных технологий является дистанционное обучение (ДО), которое расширяет образовательные горизонты и имеет хорошую перспективу.

Общие понятия и определения

Дистанционное обучение, сочетая в себе преимущества современных компьютерных и телекоммуникационных технологий с широкими педагогическими новациями, выдвигается на передний план массовой образовательной деятельности во всем мире и, особенно, в сфере высшего образования.

Создание системы дистанционного обучения требует комплексного подхода по решению множества взаимосвязанных задач, среди которых выделяются материально-технические, организационные, управленческие, педагогические и дидактические.

Дальнейшее совершенствование образовательного процесс а на основе ДО требует использования уже существующих технологий и разработок в области АО, адаптируя их к системам дистанционного обучения, к конкретным условиям применения и соблюдая принцип преемственности педагогических технологий.

Дистанционное обучение - это целенаправленный, систематический, организованный процесс взаимодействия обучающих и обучаемых, разделенных в пространстве и (или) во времени, реализуемый в соответствующей дидактической среде, основанной на новых информационных технологиях.

Итак, суть дистанционного обучения сводится к тому, что обучаемый и преподаватель выполняют свои функции без непосредственного взаимодействия между собой.

Дистанционное обучение организуется в разных формах, например:

- на основе одного вуза;

- на основе ассоциации нескольких вузов;

- на основе специализированных вузов дистанционного обучения;

- через посредника - поставщика услуг по осуществлению ДО для вузов. Дистанционное обучение различают также по степени автономности, которое бывает:

- интегрированным в традиционные формы образования;

- использующим собственно дистанционное обучение;

- как автономные учебные курсы ДО без участия преподавателя.

По используемым средствам доставки учебного материала дистанционное обучение может быть организовано на основе:

- печатных источников;

- видеоматериалов;

- компьютерных информационных технологий;

- компьютерных телекоммуникационных сетей или на основе нескольких технологий.

Опыт показывает, что наибольший дидактический потенциал имеет сетевая. технология ДО, которая находит все большее применение.

Как правило, дистанционное обучение организуется и обеспечивается средствами сети ЭВМ.

Современные сети ЭВМ классифицируются по различным признакам: по удаленности компьютеров, топологии, назначению, принципам управления, методам коммутации и т. д. С точки зрения дистанционного обучения главным классифицирующим признаком сети является удаленность компьютеров учебного назначения. В зависимости от удаленности компьютеров сети разделяют на локальные и глобальные.

Локальные вычислительные сети обычно развертываются в рамках некоторой организации, компьютеры при этом, как правило, находятся в пределах одного помещения, здания или соседних зданий, что очень удобно для организации дистанционного обучения.

Общая произвольная глобальная сеть может включать в свою структуру другие глобальные сети, ЛВС, а также отдельно подключаемые к ней удаленные компьютеры. Вопросы построения и функционирования глобальных сетей на примере сети Internet изложены достаточно широко в технической литературе, см. часть 7. А возможности дистанционного обучения с помощью Internet в плане доступа к научной литературе, электронным учебникам и другим учебным материалам поистине не ограничены.

Особенности дистанционного обучения

В концепции внедрения и развития единой системы дистанционного образования России отмечены следующие особенности дистанционного образования:

- гибкость программ обучения;

- модульность построения учебного материала;

- совместимость обучения с практической деятельностью;

- доступность информационных ресурсов обучения;

- асинхронность обучения;

- отсутствие ограничений на количество обучаемых и емкость аудиторного фонда;

- рентабельность обучения;

- новая роль преподавателя;

- отличие требований к обучаемому от традиционных;

- инновационный характер обучения;

- социальная направленность обучения;

- интернациональный характер обучения.

Дистанционное обучение значительно отличается от традиционных технологий обучения и имеет специфические принципы, среди которых можно отметить следующие.

- интерактивности;

- стартовых знаний;

- преобладания самостоятельной работы обучаемого под контролем преподавателя;

- идентификации;

- регламентности обучения;

- педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий;

- обеспечения открытости и гибкости обучения;

- не антагонистичности существующим формам получения образования;

- приоритетности педагогического подхода;

- пропаганды;

- универсальности технологий;

- интерактивности ДО;

- активности характера системы ДО.

Характеристика средств дистанционного обучения

Современные средства электронных телекоммуникаций позволяют обеспечить специфическую дидактическую среду для взаимодействия обучаемых и преподавателей с целью достижения поставленных образовательных целей.

В дистанционном обучении средства обучения можно разделить по функциональному назначению на следующие три группы:

1. Средства организации взаимодействия субъектов обучения:

- электронная почта;

- телеконференция;

- сетевые переговоры; .

- интернет-телефония и аудиоконференцсвязь;

- видеоконференцсвязь.

2. Средства обеспечения доступа к учебной и справочной информации:

- учебные книги;

- автоматизированные обучающие системы;

- аудио учебно-информационные материалы;

- лабораторные дистанционные практикумы и тренажеры с удаленным доступом;

- базы данных и знаний, а также электронные библиотеки с удаленным доступом.

3. Средства контроля достижения цели обучения и самоконтроля:

- системы контроля знаний обучаемых;

- системы автоматизированной психодиагностики обучаемых.

В образовательном процессе дистанционного обучения получило распространение комплексное использование перечисленных средств, которые предоставляют преподавателю необходимое творческое пространство для выбора тех или иных приемов обучения.

Методы и средства обучения могyт обеспечить достижение требуемых целей обучения, если будет в наличии :необходимая для этого научно-учебная материальная база, а преподавателю будет предоставлено право выбора формы (или вида) занятий.

Дистанционное обучение имеет большой выбор организационных форм про­ ведения занятий, расширяет представление о традиционных фронтальных, групповых и индивидуальных формах проведения занятий и предлагает свои, присущие только ему формы занятий (например, сетевые исследовательские проекты).

В педагогической практике вузов при традиционных формах получения образования выработались хорошо известные формы (виды) обучения, наибольшее распространение среди которых в дистанционном обучении получили:· лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, курсовые работы, экзамены, самостоятельная работа и др.

Широкое развитие и применение АОС получили с появлением и использованием ПЭВМ в локальных и глобальных сетях. В свою очередь, на наш взгляд, разработка АУК не была бы возможна без использования современной программной технологической базы, включающей в себя такие понятия как: гипертекст, Мультимедиа, визуальное программирование и другие.

Основу сложных информационных систем, как правило, составляет концепция гипертекста - это общая объектно-ориентированная методология ассоциативных связей. Формально под гипертекстом понимают способ хранения и манипулирования информацией, позволяющий устанавливать ассоциативные связи (гиперсвязи) между фрагментами информации.

Другим современным направлением компьютерной технологии является мультимедиа. К ее отличительным признакам относятся:

- интеграция в одном программном продукте многообразных видов информации;

- работа в реальном масштабе времени;

- новый уровень интерактивного общения «человек-компьютер».

Следующей широко применяемой в настоящее время компьютерной технологией является визуальное программирование, основная суть которого заключается в проектировании (рисовании) экранных форм, генерации кода и определении действий с элементами этих форм.

Целесообразно назвать инструментальные системы, которые в качестве клиентской базы можно использовать при разработке АУК с целью их дальнейшего применения в ЛВС дистанционного обучения.

Технологии дистанционного обучения

Технология дистанционного обучения - это система специфических средств, форм и методов организации образовательного процесс а для воспроизводимой реализации заданного содержания обучения и достижения заданной цели обучения.

Разработка технологий дистанционного обучения должна основываться на определенных принципах, среди которых отметим следующие: целостность, воспроизводимость, адаптацию, психологическую обоснованность, экономическую целесообразность, гибкость и контролируемость.

Одна из важнейших особенностей дистанционного обучения (модульность) реализуется в технологии модульного обучения. Каждая отдельная дисциплина, учебный курс, который осваивает обучаемый, адекватны по содержанию определенной предметной области.

Сущность модульного обучения в классической постановке состоит в том, что оно позволяет каждому обучаемому самостоятельно или при поддержке преподавателя добиваться целей учебной деятельности.

Повышение дидактических возможностей дистанционного обучения может быть достигнуто за счет применения технологии адаптивного обучения. Адаптивность обучения достигается путем использования элементов интеллектуальных систем обучения (ИСО), которые обеспечивают высокую степень автоматизации процесса обучения и способствуют повышению его эффективности.

Под интеллектуальной системой обучения понимают автоматизированную систему обучения, использующую элементы технологии искусственного интеллекта.

К наиболее широко используемым для обучения видам ИСО можно отнести следующие:

- интеллектуальные информационные системы;

- экспертные системы для обучения;

- гибридные интеллектуальные системы;

- интеллектуальные тренажеры;

- авторские системы для обучения.

Рассмотрим состав авторской инструментальной системы, предназначенной для разработки АУК, используемых при дистанционном обучении, как средства, которое может найти широкое применение в преподавательской деятельности.

Состав авторской инструментальной системы

Как правило, в состав авторской инструментальной системы, предназначенной для разработки АУК, используемых при дистанционном обучении, входят следующие элементы:

1. Интегрированная среда.

2. Модуль системы управления навигацией.

3. Шаблон управляющего окна электронного документа.

4. Шаблон проекта электронного документа.

5. Дополнительные специальные информационные элементы для управления средствами мультимедиа.

6. Набор систем создания и редактирования различных видов информации (Медиа-редакторы).

Основной задачей разрабатываемой авторской инструментальной системы является предоставление программных средств, позволяющих разрабатывать электронные документы, в данном случае АУК, используемые при дистанционном обучении.

Исходя из этой задачи, авторская ИС реализует следующие функции:

- предоставление стандартной системы управления навигацией в АУК;

- предоставление шаблона проекта АУК и средств его создания;

- разработку элементов информационного содержания АУК (страниц, текста, графики и т. д.);

- визуализацию процесса разработки элементов информационного содержания;

- задание значений гипертекстовых полей связи;

- разработку проблемно-ориентированной среды АУК;

- использование информационных элементов, отсутствующих в стандартной библиотеке;

- создание и редактирование различных видов информации;

- разработку и подключение справочной системы АУК;

- компиляцию и сборку частей АУК в готовый к выполнению модуль.

Исходя из перечисленных функций системы, укажем характерные этапы процесса разработки АУК в предлагаемой авторской ИС:

1. Составить техническое задание на АУК

2. Разработать сценарий АУК

3. Создать проект АУК с использованием шаблона.

4. Разработать и включить в проект каждую страницу АУК с соответствующими параметрами.

5. Зарегистрировать страницы в системе управления навигацией АУК

6. Подготовить информацию, включаемую в содержание АУК

7. Определить гипертекстовую структуру АУК и задать значения полей связи.

8. Определить необходимую структуризацию АУК по разделам и темам учебной дисциплины.

9. Разработать и подключить проблемно-ориентированную среду АУК

10. Подключить справочную систему к проекту АУК

11. Провести отладку проекта АУК с получением готового модуля АУК Охарактеризуем более подробно состав системы дистанционного обучения и назначение входящих в нее подсистем. В состав системы дистанционного обучения входят следующие подсистемы:

- дидактическая;

- обеспечения;

- административная.

Дидактическая подсистема включает в себя преподавателей, обучаемых, а также средства и способы их взаимодействия.

Подсистема обеспечения включает в себя следующие виды обеспечений:

- учебно-материальное;

- инженерно-техническое;

- Финансово-экономическое;

- нормативно-правовое;

- обеспечение безопасности информации.

Административная подсистема обеспечивает строгое выполнение всех нормативных документов, положений, инструкций и руководств, а также предоставляет нормальные требуемые условия для функционирования системы ДО.

Итак, для успешной работы системы дистанционного обучения и выполнения ею своих функций требуется четкая взаимосвязь всех ее основных элементов и подсистем обеспечения.

Подготовка и проведение занятий

Основу подготовки автоматизированного учебного занятия (АУЗ) составляет разрабатываемый автором (преподавателем) сценарий. В настоящее время при подготовке АУЗ различают следующие виды сценариев: типовой, методический, технологический, сценарий АУЗ на языке авторской системы.

Сценарий АУЗ разрабатывается на основе использования тщательно отобранного учебного материала и детально продуманной последовательности его предъявления. Учебный материал разбивается на порции (кванты), каждая из которых, как правило, размещается на одном экране (кадре) монитора АОС.

Итак, сценарий АУЗ содержит набор кадров с учебным материалом и правила переходов от одного кадра к другому. По своему функциональному назначению все кадры можно сгруппировать в блоки сценария АУЗ.

Таким образом, подготовка сценария АУЗ включает последовательность этапов, на которых разрабатываются блоки:

1. Аннотации занятия.

2. Распознавания обучаемых.

3. Предъявления учебной информации.

4. Тренажа.

5. Контроля знаний.

6. Управления процессом обучения.

7. Анализа результатов обучения и сбора статистических данных.

При подготовке к любому виду АУЗ преподаватель разрабатывает план его проведения. В процесс разработки плана проведения АУЗ наряду с типовыми вопросами преподаватель должен помнить специфические особенности таких занятий.

1. Разработка учебно-методических материалов для проведения всех видов АУЗ с использованием ЭВТ требует учета фактических затрат времени на создание указанных материалов.

2. Подготовка к проведению семинаров, практических занятий требует увеличения нормы времени на 1 (один) час.

В ходе разработки плана проведения А УЗ должны быть учтены содержание, особенности изучаемой темы, уровень подготовленности обучающихся и ряд других факторов. Степень детализации содержания элементов в плане проведения АУЗ зависит от личной подготовки преподавателя, его педагогического опыта, особенностей используемых технических и программных средств.

Методика проведения различных видов АУЗ по существу представляет методику реализации плана проведения АУЗ, базирующуюся на методике реализации плана про ведения типовых учебных занятий.

Таким образом, знание и постоянное совершенствование методики в сочетании с личным опытом, позволит преподавателям на высоком, методическом уровне осуществлять подготовку и проведение любых видов автоматизированных учебных занятий.

Контроль усвоения знаний

Под контролем усвоения знаний обучаемого понимают проверку степени достижения требуемого уровня обученности. В дистанционном обучении используются следующие виды контроля: входной, текущий, периодический, итоговый и самоконтроль.

Все виды контроля знаний тесно связаны между собой и дополняют друг друга, при этом применяют преимущественно автоматизированные системы контроля усвоения знаний, которые реализованы с использованием автоматизированных информационных технологий.

В настоящее время применяются такие виды автоматизированного дистанционного контроля как компьютерное тестирование (телетест), метод рейтинговых оценок и проектно-коммуникативные методы.

Уровень организации контроля учебной деятельности при дистанционном обучении зависит не столько от технической базы, сколько от правильно выбранной методики контроля обучаемых.