Тема Информационные технологии в образовании.

Лекция №5, 6

Автоматизированное и дистанционное обучение

Цель: ознакомиться с современными информационными технологиями в образовании

Учебные вопросы:

1. Структура автоматизированных обучающих систем

2. Основы управления процессом обучения

3. Разработка автоматизированных учебных курсов

4. Дистанционное обучение

4.1 Характеристика средств дистанционного обучения

4.2 Технологии дистанционного обучения

4.3 Контроль усвоения знаний

 

В лекции рассматриваются вопросы разработки, внедрения и использования в учебном процессе принципов автоматизированного и дистанционного обучения, основным режимом которых является диалог «Человек-ЭВМ».

Для успешного решения задач по активному внедрению в учебный процесс технических средств и новых методов обучения, необходимы совместные усилия специалистов в области педагогики, психологии, кибернетики, математики, лингвистики.

АОС (автоматизированная обучающая система) - это организационно-техническая система, предназначенная для управления процессом обучения при проведении различных видов учебных занятий и реализованная в виде человеко-машинного комплекса на базе ЭВМ, основным режимом функционирования которого является адаптивный диалог между пользователями и пакетом прикладных программ (ППП).

В состав АОС входят следующие составляющие:

1. Техническое обеспечение - комплекс технических средств настраиваемой конфигурации, на котором функционирует АОС.

2. Организационное обеспечение - совокупность мероприятий, положений, инструкций, регламентирующих порядок работы с АОС различных категорий пользователей (методист, автор, системный программист, администратор, опера­ тор, обучаемый, преподаватель).

3. Обеспечивающая часть - совокупность разного рода обеспечений (математического, учебно-методического, информационного, программного, лингвистического, психолого-педагогического), организующих и поддерживающих успешную работу базы знаний АОС.

4. База знаний АОС включает в себя:

1 автоматизированные учебные курсы (АУК);

2 модель предметной области в виде семантической сети, логической системы, фреймовых структур и т. п.;

3 модель знаний, умений и навыков, формализующая понятие «Цель обучения»;

4 модель обучаемых;

5 модель диалога для обеспечения адаптивного взаимодействия между пользователями и ЭВМ.

Анализ существующих методов автоматизированного обучения позволяет определить следующие основные функциональные возможности, которыми должны обладать АОС:

- контроль знаний;

- реализация экспертно-консультирующих режимов;

- расчетные операции в ходе диалогового взаимодействия;

- отработка требуемых навыков на основе имитационного моделирования процессов и явлений;

- диалоговое составление учебных программ с элементами помощи.

История развития и внедрения АОС в учебный процесс началась в 60-70 годы.

Одними из первых АОС на базе ЕС ЭВМ у нас в стране были системы СПОК ЕС и КОНТАКТ / ДОС. Прототипом первой являлась АОС; разработанная фирмой IВM.

С появлением ПЭВМ в 90-е годы начался качественно новый этап в развитии и применении АОС. Современные информационные технологии основаны на применении программных продуктов, как правило, обладающих широкими функциональными возможностями и развитым пользовательским интерфейсом.

В последнее время в качестве таких технологий используется интегрированный пакет Мiсrоsоft Оfficе, компонентами которого являются СУБД Access, система разработки электронных таблиц Excel, программа подготовки презентаций PowerPoint, программа управления информацией Oиtlook и текстовый процессор Word, который поддерживает возможность интеграции с другими компонентами Мicrоsоft ОШсе.

В документы Word можно легко встроить данные (таблицы, графики), сформированные в среде Excel, PowerPoint и Access. Эти программные возможности легко использовать в качестве ППП для создания и использования в учебном процессе электронных учебников, пособий, задачников, написания научных статей, лекций, планов и других АУК.

Кроме перечисленных компьютерных технологий имеются ППП, предназначенные для создания (генерации) заданного варианта АОС с последующим их использованием для разработки разного рода АУК, например:

- система Creator для построения приложений;

- система Formula Graphics для построения мультимедиа-приложений;

- инструментальная система Macromedia Director.

Эти ППП не нашли широкого применения из-за ограниченных возможностей и англоязычного сопровождения. Более широкое применение нашли следующие системы:

- Мultimеdiа Designer - комплексная инструментальная система, предназначенная для построения разнообразных АУК (прикладных мультимедиасистем в виде учебников, пособий, задачников, лекций и т. п.);

- 3D Studio МАХ - единый программный комплекс моделирования, визуализации и анимации объектов.

Развитие аппаратных и программных средств привело к тому, что процесс автоматизированного обучения перестает быть монополией профессионалов в области ВТ и все больше вовлекает в свое русло преподавателей самых различных дисциплин, в том числе гуманитарного про филя.

Такое вовлечение преподавателей стало возможным после создания специальных систем программирования (авторских языков, авторских и экспертных обучающих систем), предназначенных для обеспечения разработки АУК преподавателями - не специалистами в области программирования.

Гибкое использование возможностей АОС позволяет авторам реализовать свои творческие возможности, мастерство и личностные качества при разработке сценария учебного курса.