Понятие вещи. Виды прав на вещи.
Римское частное право. Учебник. Под ред. И.Б. Новицкого и И.С. Претерского. М. 2006.
Юриспруденция
ЛЕКЦИЯ
по теме: «Учение о вещах и владение в римском праве»
по дисциплине: РИМСКОЕ ПРАВО
для студентов специальности
- Понятие вещи. Виды прав на вещи.
- Виды вещей.
- Понятие владения.
- Виды владения.
- Приобретение и прекращение владения.
- Защита владения.
Литература:
2.Борошек М. Римское право. М., 1989.
3. Борисевич М.М. Римское гражданское право. М., 1995.
4. Зом Р. Институции. Учебник истории и система Римского гражданского права. СПб., 1908
5. Марецолль Т. Учебник римского гражданского права. М., 1867.
6. Медведев С.Н. Основные черты римского частного права. М., 1978
7. Савельев В.А. Римское частное право: (проблемы истории и теории). М., 1995.
8. Хутыз В.Х. Римское частное право М., 1994
Римские юристы исходили из представления о вещи как материальном и социальном объекте внешнего мира, который может быть присвоен и использован человеком. Право собственности на вещи отождествляется с самой вещью: собственность на вещь не может быть истребована в отсутствие самой вещи (rei vindicatio).
Вещи, принадлежащие одному лицу, составляют его собственность.
Вещи классифицируются, с одной стороны, либо в зависимости от их внешних (физических) характеристик, либо, с другой, в зависимости от правовых последствий, которые порождают их принадлежность кому-либо и присвоение или овладение ими человеком.
В зависимости от внешних или физических характеристик вещи
делятся на:
-телесные и бестелесные. Гай (2.12-14) указывает, что «телесные вещи - это те, к которым можно прикоснуться, например: поле, раб, платье, золото или серебро и, наконец, множество других предметов. Бестелесные - те, которых нельзя коснуться, как вещей, состоящих в праве; например, наследство, узуфрукт, всякого рода обязательства»
Это противопоставление восходит к философско-риторическим схемам;
- вещи делимые и неделимые, хотя с физической точки зрения все вещи можно разделить. В отношении правовых последствий вещи распределяются: на те, что можно разделить, при том, что получившиеся части исполняют те же функции, что и целая вещь, и те, которые нельзя разделить без нанесения им ущерба, то есть «те вещи, которые нельзя разделить без их гибели» (Павел, 21 ed. D. 6.1.35.3), например животное.
Правовое понятие о «разделении» не всегда совпадает с физическим: так, имущество может быть разделено на идеальные части, хотя сама вещь является неделимой. С другой стороны, предоставление возможности пользоваться или распоряжаться вещью сразу нескольким лицам вызывает или необходимость ее разделения, или использование ее только одним из них, или солидарное распоряжение ;
-вещи простые и сложные. Помпоний (30 Sab. D. 41.3.30 рг.) говорит, что есть три рода вещей: «Один (род), который составляет одно целое и по-гречески обозначается как «единое бытие», как, например, раб, бревно, камень и подобное; другой род, который состоит из составных, то есть нескольких, между собой связанных тел, что называется по-гречески «составное тело», как, например, здание, корабль, шкаф; третий, состоящий из раздельных вещей, как многие не связанные одно с другим, но объединенные одним именем, как, например, народ, легион или стадо».
Кроме того, можно говорить о совокупности вещей (universitates reram), которые могут быть однородными (как стадо или библиотека) или неоднородными (наследство или домашняя утварь);
- вещи родовые и особенные. Первые определяются родом, то есть категориями, например: деньги, вино или зерно, тогда как вторые являются индивидуально определенными;
- вещи заменяемые и незаменяемые. Первые характеризуются весом, числом и мерой ( Inst. 3.14 рг.). «Заменимость» - категория поздних интерпретаторов, восходящая к тексту Павла (28 ed. D. 12.1.2.1), который утверждал, что «при выполнении договора имеют значение родовые, а не индивидуальные признаки». Заменяемые вещи могли быть заменены другими той же категории, тогда как незаменяемые являются вещами специфическими, то есть определяемыми лишь
индивидуально;
- вещи потребляемые и непотребляемые, в зависимости от того, гибнут ли они при первом же их применении или нет. При этом гибель или потребление вещи могут быть как физическими, так и правовыми.