Понятие вещи. Виды прав на вещи.

Римское частное право. Учебник. Под ред. И.Б. Новицкого и И.С. Претерского. М. 2006.

Юриспруденция

ЛЕКЦИЯ

по теме: «Учение о вещах и владение в римском праве»

по дисциплине: РИМСКОЕ ПРАВО

для студентов специальности

  1. Понятие вещи. Виды прав на вещи.
  2. Виды вещей.
  3. Понятие владения.
  4. Виды владения.
  5. Приобретение и прекращение владения.
  6. Защита владения.

Литература:

2.Борошек М. Римское право. М., 1989.

3. Борисевич М.М. Римское гражданское право. М., 1995.

4. Зом Р. Институции. Учебник истории и система Римского гражданского права. СПб., 1908

5. Марецолль Т. Учебник римского гражданского права. М., 1867.

6. Медведев С.Н. Основные черты римского частного права. М., 1978

7. Савельев В.А. Римское частное право: (проблемы истории и теории). М., 1995.

8. Хутыз В.Х. Римское частное право М., 1994

Римские юристы исходили из представления о вещи как матери­альном и социальном объекте внешнего мира, который может быть присвоен и использован человеком. Право собственности на вещи ото­ждествляется с самой вещью: собственность на вещь не может быть истребована в отсутствие самой вещи (rei vindicatio).

Вещи, принадле­жащие одному лицу, составляют его собственность.

Вещи классифицируются, с одной стороны, либо в зависимости от их внешних (физических) характеристик, либо, с другой, в зависимости от правовых последствий, которые порождают их принадлежность ко­му-либо и присвоение или овладение ими человеком.

В зависимости от внешних или физических характеристик вещи

делятся на:

-телесные и бестелесные. Гай (2.12-14) указывает, что «телес­ные вещи - это те, к которым можно прикоснуться, например: поле, раб, платье, золото или серебро и, наконец, множество других пред­метов. Бестелесные - те, которых нельзя коснуться, как вещей, со­стоящих в праве; например, наследство, узуфрукт, всякого рода обя­зательства»

Это противопоставление восходит к философско-риторическим схемам;

- вещи делимые и неделимые, хотя с физической точки зрения все вещи можно разделить. В отношении правовых последствий вещи рас­пределяются: на те, что можно разделить, при том, что получившиеся части исполняют те же функции, что и целая вещь, и те, которые нельзя разделить без нанесения им ущерба, то есть «те вещи, которые нельзя разделить без их гибели» (Павел, 21 ed. D. 6.1.35.3), например животное.

Правовое понятие о «разделении» не всегда совпадает с физическим: так, имущество может быть разделено на идеальные части, хотя сама вещь является неделимой. С другой стороны, предоставление возмож­ности пользоваться или распоряжаться вещью сразу нескольким лицам вызывает или необходимость ее разделения, или использование ее толь­ко одним из них, или солидарное распоряжение ;

-вещи простые и сложные. Помпоний (30 Sab. D. 41.3.30 рг.) гово­рит, что есть три рода вещей: «Один (род), который составляет одно целое и по-гречески обозначается как «единое бытие», как, например, раб, бревно, камень и подобное; другой род, который состоит из состав­ных, то есть нескольких, между собой связанных тел, что называется по-гречески «составное тело», как, например, здание, корабль, шкаф; третий, состоящий из раздельных вещей, как многие не связанные одно с другим, но объединенные одним именем, как, например, народ, легион или стадо».

Кроме того, можно говорить о совокупности вещей (universitates reram), которые могут быть однородными (как стадо или библиотека) или неоднородными (наследство или домашняя утварь);

- вещи родовые и особенные. Первые определяются родом, то есть категориями, например: деньги, вино или зерно, тогда как вторые явля­ются индивидуально определенными;

- вещи заменяемые и незаменяемые. Первые характеризуются ве­сом, числом и мерой ( Inst. 3.14 рг.). «Заменимость» - категория поздних интерпретаторов, восходящая к тексту Павла (28 ed. D. 12.1.2.1), который утверждал, что «при выполнении договора имеют значение родовые, а не индивидуальные признаки». Заменяемые вещи могли быть заменены другими той же категории, тогда как незаменяе­мые являются вещами специфическими, то есть определяемыми лишь

индивидуально;

- вещи потребляемые и непотребляемые, в зависимости от того, гибнут ли они при первом же их применении или нет. При этом гибель или потребление вещи могут быть как физическими, так и правовыми.