Ст.Тулмин: эволюция матрицы понимания.

Американский философ Стивен Тулмин (1922-1997) подверг критике куновскую модель развития научного знания, обращая внимание на то, что история науки не имеет периодов «полного непонимания». Для объяснения непрерывности в описании науки Тулмин предлагает использовать схему эволюции, аналогичную теории естественного отбора Ч.Дарвина. Именно у Тулмина аналогии между научным и биологическим развитием проводятся наиболее ярко и последовательно. «Наследственность», «мутации» и «естественный отбор» выполняют функцию опорных понятий его эволюционной эпистемологии. Развитие науки представляется как «естественный» отбор концепций на основании их приспособленности к принятым в научном сообществе стандартам рациональности. Изменение самих стандартов рациональности подобно появлению нового биологического вида, которое, в конечном счете, определяется мутациями. Последнее слово в принятии новых стандартов рациональности остается за научной элитой.

Развитию науки, считает Тулмин, присущи не радикальные революции, а микрореволюции, которые связаны с каждым отдельным открытием и аналогичны индивидуальной изменчивости или мутации.

Развитие науки осуществляется как развертывание сети проблем, определяемых ситуационно и исчезающих с изменением ситуации или в результате смены целей и поколений. Концепции, теории и объяснительные процедуры оцениваются не как истинные или ложные, а в терминах адаптации к окружающей среде, к интеллектуальному полю проблем.

Знания, по Тулмину, «размножаются» как поток проблем и понятий, наиболее ценные из которых передаются от эпохи к эпохе, от одного научного сообщества к другому, сохраняя преемственность в развитии. При этом они подвергаются некоторой трансформации, гибридизации. Научный процесс выступает как постоянный и ненаправленный процесс борьбы идей за существование путем наилучшей адаптации к среде обитания.

Научные теории и традиции, по Тулмину, подвержены процессам консервативной сохраняемости (выживаемости) и инновациям (мутациям). Инновации в науке сдерживаются факторами критики и самокритики (естественный и искусственный отборы). Выживают те популяции, которые в наибольшей степени адаптируются к интеллектуальной среде. Наиболее важные изменения связаны с изменением фундаментальных теоретических стандартов или «матриц» понимания, которые лежат в основе научных теорий.[4]

Ученые, научная элита - это своего рода фермеры, «разводящие» понятия и проблемы и выбирающие (в соответствии со своими стандартами) наиболее рациональные образцы. Выбор и предпочтение понятий, концепций определяется не их истинностью, а эффективностью в решении проблем и оценкой со стороны научной элиты, образующей как бы совет экспертов данного научного сообщества.

Фундаментальным понятием методологии, по Тулмину, является понятие эволюционирующей рациональности. Она тождественна стандартам обоснования и понимания. Ученый считает понятными те события, которые оправдывают его предварительное ожидание. Сами же ожидания направляются историческим образом рациональности, идеалами естественного порядка. То, что не укладывается в матрицу понимания, считается аномальным. Устранение аномалий – важнейший стимул научной эволюции. Объяснение оценивается с точки зрения предсказательной надежности, связности, когерентности, удобства. Эти критерии исторически изменчивы и обусловлены деятельностью научной элиты. Они формируются под влиянием внутринаучных и вненаучных (социальных, экономических, идеологических) факторов, которые взаимодополняют друг друга. Но все же решающую роль Тулмин отводит внутринаучным факторам.

История науки предстает у Тулмина как развернутый во времени процесс осуществления и чередования стандартов рационального объяснения, взятых совместно с процедурами их проверки и испытания на практическую эффективность.