Буржуазная историография в 30-40-е годы 19 века.

Исторические идеи критико-утопического социализма.

Клод Анри де Сен-Симон (1760-1825) – разработал философско-историческую систему. Стержнем историко-социологической концепции стали идеи закономерности и прогресса. Он смотрел на историю как на поступательный процесс закономерной смены исторические обусловленных общественных систем. Последовательную смену эпох в истории Сен-Симон объяснял изменением господствующих в обществе религиозно-философских и научных идей. Большую роль отводил изменениям в процессе производства («индустрии») и отношениях собственности

Классовая борьба является у него необходимым признаком всякого исторического общества. По мнению Сен-Симона, революция уклонилась от истинного пути – господствующее положение заняли не люди производительного труда и науки, а праздные слои общества (аристократы, сановники, военные, рантье). Общественный строй соответствующий новой эпохе еще предстоит создать.

Ф.Энгельс о Сен-Симоне: «…Понять, что французская революция была классовой борьбой, и не только между дворянством и буржуазией, но также между дворянством, буржуазией и неимущими – это в 1802 г. было в высшей степени гениальным открытием» (Собр.Соч. Т.1. С.109).

Франсуа Мари Шарль Фурье (1772-1837). С точки зрения Фурье, вся история – этапы на пути достижения божественного социального кодекса, путь от дисгармонии к справедливому социальному строю. Периоды исторического развития: дикость, варварство, патриархат, цивилизация. Важнейший фактор развития – уровень развития промышленности. Фурье критиковал современный ему буржуазный порядок.

Утопический социализм 18 в. развивался в рамках просветительской идеологии, а критико-утопический начала 19 в. положил начало историческому рассмотрению социального строя. В 30-40-е годы 19 века сформировалось учение революционного утопического коммунизма (Ф.Буонаротти, Э.Кабе, О.Бланки, Т.Дезами, В.Вейтлинг и другие).

Политические и исторические воззрения историков, примыкавших к либеральной исторической школе периода Реставрации, существенно изменились. Они безоговорочно поддержали Июльскую монархию, стали ее официальными историками, а некоторые из них – Гизо, Тьер – ее видными государственными деятелями. Они полагали, что с утверждением буржуазной конституционной монархии борьба классов в истории исчерпала себя.

Сторонником компромисса между аристократией и буржуазией в рамках «либеральной демократии» был выдающийся политический писатель и историк Алексис де Токвиль (1805-1859). Самая популярная его работа «О демократии в Америке», которая издается и в наши дни. Главная проблема – как в условиях демократии (т.е. гражданского и политического равенства) обеспечить свободу, которую он понимал прежде всего как гарантию для меньшинства против «тирании большинства». Токвиль видел неодолимость эгалитарно-демократического процесса и опасался его последствий. Он с сочувствием подчеркивал те особенности политического строя США, которые ограничивали реальное политическое влияние широкой массы и могли предохранить американское общество от революционных потрясений (административная децентрализация, двухпалатная система, Верховный суд и т.п.).