Социограммы

Типичные подструктуры

 

                   
   
 
   
   
 
 
 
По типу мишени Нортвей
 
Локограмма
 

 


Биографический метод - это основной источник детальных и мотивированных описаний 'истории' отдельных личностей. Мы изучаем документальное или устное описание событий с точки зрения случая, т.е. совокупности данных из истории жизни, карьеры и т.д. одного человека (его личные письма, автобиографию, дневники газетные сообщения и т.п.). Документом в социологическом исследовании считается 'предмет', специально созданный человеком для хранения и передачи информации (не включая предметы материальной культуры и быта).

Контент-анализ – это количественное изучение массовых документов в целях описания социального поведения или проверки гипотез о нем. Наиболее часто он используется для описания событий или процессов, происходящих в обществе, изучения социальных изменений. Так, используя контент-анализ средств массовой коммуникации или каких-либо частных документов, можно изучать изменения в системе ценностей, установках, мотивах поведения людей. Например, индекс дискриминации каких-либо малых национальных групп можно измерить подсчетом частоты появления негативных стереотипов в учебниках по истории, на обложках журналов, в телевизионных и радиопрограммах, газетах, рекламе.

Семиотический метод – это способ изучения значений, которые содержатся в данном 'тексте', т.е. в программе или статье. Этот метод основан на семиологии – науке, изучающей занаки в обществе. Семиотический анализ начинается с предположения, что отношения между людьми опосредованы кодами: жестами, выражением лиц, словами, которые несут определенное значение. Например, Д.Спендер ('Язык, созданный мужчиной'), используя семиотический метод, провела подробный анализ языка и показала, что он является не нейтральным или естественным, но глубоко сексистским. Как код может изучаться одежда. Существуют различные коды одежды для мужчин и женщин и их смешивание может означатьразличные вещи в разных контекстах, культурах и в разные исторические периоды.

Игровые методы в социологии. Их история начинается в 30-х годах в России. В 1930 году в ленинградском инженерно-экономическом институте была организована 'группа пуска новостроек'. В результате исследований, проведенных этой группой, было установлено, что одной из важнейших причин неудач в запусках крупных заводов являлась нехватка опыта у руководящих кадров. М.М.Бирштейн предложила обучать руководителей на примере условных ситуаций, моделирующих реальные, еще до пуска объекта (подобные методы использовались ранее в военных играх). Так возникла идея деловой игры.

Деловые игры подразделяются на:

¨ Организационно-деятельные игры ориентированы на развитие деятельности в противоположность её тиражированию, через овладение участниками коллективной мыследеятельностью;

¨ Инновационные игры (создатель В.С.Дудченко) как самотрансформирующееся средство исследования и практического преобразования социальных систем за счет организации опыта саморазвития участников.

¨ Проектные игры, основной задачей которых является акцентирование проектного аспекта.

¨ Организационно-мыслительные игры ориентированы на овладение методологией, формирование культуры мышления, воспитание умения строить понятия, системы критериев и концепции деятельности.

¨ Учебно-проблемно-практические игры (автор С.Н.Железко) ориентированы на выявление реальных и потенциальных деятелей и выработку у них новых навыков.

¨ Практически-деловые игры (А.И.Пригожин) – серийные игры, ориентированные на углубленную диагностику проблемы и последующую выработку и апробацию решений.