Наука – форма общественного сознания, концентрирующая в себе все знания об окружающем мире или конкретный предмет изучения.

Эстетическое сознание – форма сознания, отражающая представление человека о красоте мира.

Религиозное сознание – самая древняя из всех форм общественного сознания (о ней мы говорили в самой первой лекции).

Нравственное сознание (мораль) – одна из древнейших форм общественного сознания, которая формируется в первобытном обществе.

Правовое сознание – форма общественного сознания, в которой отражаются взгляды людей на справедливость и несправедливость существующих в государстве законов.

В правовом сознании отражаются различные моменты правовой жизни общества, связанные с разработкой и практическим применением тех или иных правовых норм и законодательных актов. Закон в государстве один для всех граждан, но подчиняются законодательным актам не все – в этом двойственность правового сознания в обществе.

В морали отражаются представления людей о добре и зле, чести и бесчестье, любви и ненависти. Основу морали составляет совесть – ответственность человека за свои поступки. Один из писателей сказал: «Совесть – это коридор с закрытыми дверями». Нравственность является вместе с правом регулятором человеческих отношений в обществе. Но если право регулирует отношения с помощью силы государства, то нравственность – с помощью общественного мнения.

Появляется в первобытном обществе. Органически связано с религией в форме ритуальных танцев, наскальных рисунков, песен и т.д. Эстетическое сознание в своей основе имеет искусство как художественное отображение реальности. В искусстве формируется эстетический идеал, который изменяется вместе с эпохой (Венера Милосская, Мадонны Леонардо да Винчи, Сикстинская Мадонна Рафаэля и т.д.). Художественное сознание имеет право на художественный вымысел, который может не соответствовать реальной действительности.

Появляется в рабовладельческом обществе, проходит различные стадии развития (иногда уходит в сторону от науки – например, ищет философский камень). В 16-17 вв. начинается научно-техническая революция, которая пересматривает основные научные положения предыдущей стадии развития.

ХХ век - век революционных открытий в науке, которые, к сожалению, наносят ущерб жизни человека. Наступает время, когда все формы общественного сознания взаимодействуют между собой. В зависимости от характера сложившихся общественных отношений и решаемых в обществе задач на первый план могут выходить то одна, то другая форма общественного сознания.

Усложнение процессов общественного развития требует повышение творческой активности людей. Эта активность должна быть глубоко осознанной, основываться на ясных целях и убеждениях.