Вопрос 2

Образ и образность в журналистике

Образ – одно из краеугольных понятий творческой деятельности. О роли образа и образности в художественном осмыслении действительности сказано и написано очень много. «Образ почти всегда шире и глубже идеи, он берет человека во всем разнообразии его духовной жизни, со всеми противоречиями чувствований и мыслей». (М.Горький). Мы будем ориентироваться на конкретное, практическое восприятие этого понятия в сфере журналистики, как одного из составляющих логической цепочки факт – мнение – образ.

Факт, как мы помним, это основа журналистики новостей. Он значим сам по себе, любое произвольное толкование ведет к искажению. Автор отбирает общественно актуальные факты, выслушивает оценки специалистов по ним, дает личные оценки.

Мнение о факте (событии, явлении) составляет основу аналитической журналистики. Тексты строятся опять же вокруг фактов. Автор же главное внимание уделяет логике аргументирования с целью добиться наибольшей убедительности своих рассуждений, своего материала. Мнение во многом зависит от того, кого автор привлек для комментирования первичных фактов, чьи позиции поддержал в ходе анализа. Отбор их – тоже искажение действительности. Но читатель внимательно следит, чтобы не нарушалась логика доказательства. Не простит, если это будет сделано явно, открыто, видно всем.

При подготовке аналитических текстов уже шире используются образные средства. Но они еще в минимально допустимых объемах, используются настолько, насколько необходимы для решения основной задачи, помогают выстраивать цепочку логических аргументов в пользу авторской идеи. Они еще остаются на втором плане. Факты и мнения определяют и композицию, и выбор формы подачи, и подбор средств для достижения нужного эффекта.

Однако часто журналисты не ограничиваются такой позицией. В жизни немало случаев и событий, когда у читателя наибольший интерес вызывают не сами факты, а обобщенные представления о них, прежде всего личные представления самого журналиста.

Образ – это уже личное представление автора о конкретных событиях, явлениях, людях. Не случайно автор в отде6льных материалах автор выступает не просто участником, а одним из главных действующих лиц повествования. И его личность занимает вполне четкое и ясное активное положение в композиционно-сюжетной структуре текста. Это придает материалу особую убедительность, психологическую достоверность, правдивость поведения персонажей.

Выделяя главные, сущностные черты человека, проблемы, явления, журналист создает его образ в глазах читателя. Образ – это то самое важное, характерное, что выделяет данный предмет журналистского исследования из числа подобных. Этим журналистский образ близок к литературному. Как и герой литературного произведения, герой очерка зачастую является результатом типизации, вбирает в себя черты, характерные для той или иной группы людей.

Художественная журналистика, используя понятие образа, получает в свои руки важный ресурс. Ведь образ как эмоционально просветленная мысль активно воздействует на аудиторию, побуждая ее к активному сотрудничеству, активному восприятию авторских представлений и идей.

Образ как обобщенная картина действительности значительно расширяет возможности ее смыслового постижения. И, наконец, образ как система знаков, как код, создавая определенную модель окружающего мира, интеллектуально обогащает аудиторию представлениями об эстетических возможностях воспроизведения действительности.

В конкретном тексте это понятие воплощается в образе человека, в образе-тезисе (понятии), в «говорящих деталях» (предметное описание натуры, реплики действующих лиц, подробности воспроизведения ситуации).

Рождение публицистического образа – процесс сложный. Иногда это плод длительных наблюдений и обобщений. В некоторых случаях он рождается самой окружающей средой. Наше время выдвинуло ряд таких ярких образов, которые стали характеристикой целой эпохи. К их числу, например, можно отнести публикации об олигархах. Какие бы конкретно ни упоминались лица, но раз за разом в сознании читателя складывается достаточно однотипное представление о характере, образе жизни, поведении людей этой социальной группы. Люди хотя и разные, но они несут типические черты, создают определенный образ человека из сферы бизнеса. И читая о том или ином олигархе, мы невольно соотносим его описание с тем образом, который сложился в СМИ.

То же самое можно сказать о творческой элите. Киркоров, например, стал ярким образом той части бомонда, которая зарвалась в своих требованиях и запросах. Ростовский скандал – это следствие такой позиции. При этом певец не вышел за рамки уже сформировавшегося образа, он умело эксплуатирует его. Единственная возможность повлиять на него – это молчание со стороны журналистов.

Иногда подобный образ сознательно создается журналистской средой в определенных целях. Так, российские пенсионеры в нашей прессе сознательно подаются как люди, незаслуженно требующие себе каких-то привилегий. Раз за разом подчеркивая это, недобросовестные журналисты искажают представление о старшем поколении, провоцируя недоброе отношение к пожилым со стороны молодежи.