Вопрос 3

Вопрос

Аналитические жанры журналистики

Лекция 12

1. Общая характеристика аналитических жанров. Обозрение

2. Корреспонденция

3. Комментарий

4. Статья

5. Расследование в журналистике

 

Тексты этой группы объединяет переход от простого сообщения о фактах или их описания к исследованию условий их появления или существования. При этом хотя новостное ядро передаваемой информации в большинстве текстов и сохраняется, но упор делается на оценку фактов, анализ существующих или возникающих ситуаций. Оперативный повод в аналитических текстах уступает место актуально звучащей проблеме. Акцент переносится с новизны на актуальность, с изложения факта на его интерпретацию, комментарий. В жанрах этой группы преобладает рационально-логический метод исследования. Однако в большинстве подобных текстов он опирается на прочный эмпирический фундамент – факты реальной действительности. Именно они составляют содержательное ядро повествования. Однако отношение к факту в текстах этой группы будет все же разным. В основе одних – корреспонденция, комментарий, рецензия – конкретный факт – событие, произведение культуры и искусства, группа фактов, связанных единством времени, места, героя, проблемы, конкретная жизненная ситуация – система фактов, объединенных хорошо прослеживаемыми причинно-следственными связями. В основе других – статья, обозрение – система рассуждений автора, иногда подчеркнуто абстрагирующегося от используемых им фактов. В текстах такого рода широко представлены не только личные наблюдения журналиста, но и сведения добытые другими путями. Для создания убедительной картины изучаемого явления автор привлекает разнообразные источники информации, сопоставляет различные, подчас противоположные точки зрения, привлекает цитаты из других, прежде всего научных работ. Стилистика текстов этих жанров больше тяготеет к научному изложению освещаемых проблем.

Публикации, выполненные в аналитических жанрах достаточно распространены на страницах современных газет, хотя их в конце прошлого века очень серьезно потеснила новостная журналистика

Обозрение

Предмет обозрения – современность в совокупности множества составляющих ее социальных ситуаций. Если заметка описывает отдельное событие, статья – ряд ситуаций, в каждой из которых проявляется действие общей тенденции или закономерности, то обозрение – это совокупность социальных фактов современности (событий, ситуаций, явлений, процессов), имеющая целью дать панораму жизни общества. Приводящиеся эпизоды по отдельности могли бы послужить материалом для произведений разных жанров. Но собранные вместе и осмысливаемые обозревателем, они выступают предметом обозрения. Бывают фельетонные обозрения, информационные (итоги года, кампании), очерковые (ряд портретов, человек года), репортажные (Б.Стрельников, Ю.Жуков), экономические обзоры…Обозреватель обращается к разным жанрам, ищет факты, события – как элементы обширного целого, связи и закономерности между ними. Берутся характерные факты. Они выступают представителем закономерности. Если статья идет вглубь, то обозрение – вширь. Автор обозревает – то есть сообщает, перечисляет, воспроизводит то, что характерно для данной сферы проблем. Изложение фактов, «цепочка» - и есть строгое развитие мыслей. В определенной совокупности факты создают осмысленную картину действительности. Обозрение – это мозаика фактов. Здесь почти не виден скрепляющий материал. Идет агитация фактами. Элементы обозрения:

-совокупность фактов, -мысль, возникающая в результате отбора фактов, их подбора, группировки и сопоставления, -непосредственный авторский комментарий, анализ, характеристики, выводы.

О выводах надо сказать особо. Это не просто мнение о фактах. Выводы основываются на всей совокупности фактов: что значат, в чем причина их возникновения, какова тенденция развития? Форма обозрения универсальная. Часто вбирает в себя другие формы. Иногда разбивается на разделы, которые также могут быть разными по форме. Главное – принцип панорамы, каждый раздел – часть целого. Разновидности обозрений: общие (жизнь страны, региона), тематические (отдельные стороны жизни), обзоры писем. По форме – информационные (хроникальные, репортажные), аналитические (элементы статьи, корреспонденции), художественно-публицистические (очерковые, фельетонные). Эта форма часто используется для подведения итогов, сведения в единую картину того, что разбросано по газетам. Встречаются комментированные сводки в местных газетах.

Особую роль сохраняют обзоры писем. В них сообщается новое, важное, проблемы, настроении, злоба дня, рассказы о хороших людях, о чем пишут читатели в адрес своей газеты. Такие обзоры раскрывают суть мнений, причины, побудившие читателей написать в газету, направленность их мыслей и чувств. Обозреватель обязан уметь понять душевное состояние авторов этих писем, увидеть его за строчками. Обычно для таких обзоров подбираются письма на одну или несколько близких тем. Работа над обозрением идет по цепочке: сбор – отбор - сопоставление – комментирование фактов. От журналиста требуется диалектическое понимание отдельного факта, его место в общей картине действительности. Нельзя выхватывать факты. Важны не отдельные факты, а их совокупность. Факты выбранные или произвольные вместо объективной связи и взаимозависимости преподносят субъективную картину.

Вопрос 2

 

Корреспонденция

Корреспонденция – один из основных жанров журналистики. Тексты этой группы как бы определяют переход от информационных жанров к аналитическим. В основе то же сообщение о фактах, только автора интересуют не подробности случившегося, а его сущность, связь данных фактов с другими, составляющими описываемую ситуацию.

Журналист в корреспонденции не только сообщает факты, но и анализирует их, обобщает. В корреспонденции есть центральная идея, выводы, обобщение. Читателю подается не отдельный факт, а ряд их, объединенных определенной темой. В тексте предстает не отдельное событие, а «кусочек жизни», с разных сторон, в различных связях. Правда, это пока сравнительно ограниченный участок действительности.

В корреспонденции слиты воедино информационное и аналитическое начала. Отбор фактов идет на основе их сопоставления, выстраивается проблемная цепочка – а это уже анализ.

В центре корреспонденции социальная ситуация, то есть система фактов, объединенных хорошо прослеживаемыми причинно-следственными связями, или группа фактов, связанных единством времени, места, героя, проблемы.

Корреспонденция – это публицистический текст, вскрывающий объективную природу конкретных фактов действительности, объединенных одной проблемой и ограниченных временем, местом и числом действующих лиц, а также предлагающий решение проблемы. Это жанр, в котором на конкретном материале, взятом в сравнительно нешироком масштабе, в аналитическом плане разрабатывается актуальная тема.

Специфические признаки жанра:

-отдельная ситуация в ее проблемном целом как предмет исследования,

-выявление закономерностей развития текущей действительности на основе анализа конкретной жизненной ситуации,

-факт как основа текста, как повод для его интерпретации, соединение личного наблюдения фактов с фактами «вторичного» использования,

-авторское рассуждение, вытекающее из обобщения описываемых фактов,

-явно или неявно функционирующая цепочка: тезис – аргумент – демонстрация – вывод.

Эти элементы, в той или иной степени присутствующие в тексте, и определяют композиционные особенности корреспонденции. Как правило, такой текст содержит подробное описание какого-то факта (новость, «картинка»), перечисление других подобных фактов, мнение по их поводу других людей, авторский анализ и обобщение, выявление сути происшедшего, вывод (прогноз развития ситуации, постановка проблемы).

Задача корреспонденции – на основании фактов, имеющих точный адрес, выявить тенденции их развития, предложить способы выхода из возникшей ситуации.

Виды корреспонденции:

-Информационные. Близки к заметке, только большая широта охвата материала, развитие определенной темы. Это сообщение тематически организованных фактов с их оценкой.

-Аналитические. Выяснение причин, вызвавших то или иное явление. Цель автора – подвести читателя к определенным выводам.

-Постановочные. На основе глубокого анализа на обсуждение общественности выдвигается насущный вопрос, важная проблема.

-Корреспонденция – раздумья. На основе анализа, сопоставления фактов журналист высказывает свою точку зрения по важной проблеме. Чем глубже вскрываются факты, тем убедительнее выводы.

Комментарий (колонка)

Комментарий- это оперативный отклик на событие, впечатление, не претендующее на исчерпывающую полноту анализа. Предметом разговора может быть новость, а может и уже известный факт. Важна точка зрения, сам факт служит лишь отправной точкой для разговора с читателем. Этот жанр представляет собой оперативный отклик на конкретные события в форме монолога автора, приглашающего аудиторию к соразмышлению.

Стержневой доминантой жанра выступает рассуждение по тому или иному поводу. Для комментария характерен субъективный стиль повествования. Журналист, анализируя события, не претендует на полную достоверность своей оценки, а предлагает читателям самим сделать выводы из происходящего.

В комментарии главное – прогностическая оценка факта или события. При этом подразумевается, что предлагаемый прогноз – лишь один из возможных вариантов. Вариантность обсуждения проблемы – один из жанровых признаков комментария. Автор ориентируется на эмоциональный отклик аудитории. И личностный подход к анализу и оценке событий помогает ему достичь цели. К тому же читательский и зрительский интерес вызывает и возможность следить за развитием мысли журналиста, подмечать слабые и сильные стороны в его рассуждениях. Последнее заставляет журналиста-комментатора с особой тщательностью следить за строгостью и логичностью своего повествования.

Близкую по задачам проблему воздействия на аудиторию решает и так называемая колонка. Это монолог публициста, предлагающего в образно-эмоциональной форме свою оценку фактов и явлений действительности. Автор здесь тоже лицо размышляющее и переживающее. Колонка – это оперативный отклик на происшедшее. При этом автор (колумнист) выступает с мнением, которое находится в оппозиции к описываемому факту. В отличие от общепризнанной точки зрения автор предлагает новое представление о ситуации, это персональная точка зрения.

Комментарий - это всегда прямой диалог с аудиторией, живое, образное слово, сориентированное на сочувственный отклик тех, к кому оно обращено. Оно требует от автора особого отношения к выбору лексических и образных средств, особого стиля, ориентированного на эмоциональное восприятие описанного и позиции автора.

У начинающих журналистов часто складывается впечатление о комментарии как одном из достаточно простых жанров публицистики: главное, мол, хорошо выразить свои мысли. Но основное в комментаторской деятельности – эти самые мысли. Чтобы их иметь (глубокие, интересные для всех слоев читательской аудитории), необходим огромный опыт расследования проблемных ситуаций, поиска путей их решения, необходимо журналистское имя, признанное всеми. Только тогда рассуждения на любую тему будут признаваться всеми, автору даже не придется приводить много доводов в пользу своих мыслей.