Информационное обеспечение жизнедеятельности общества.

Гражданском обществе

Лекция 12. Информационная политика в демократическом и

1. Информационное обеспечение жизнедеятельности общества.

2. Проблемы в современной системе СМИ.

3. Информационная политика Российской Федерации – проблемы и тенденции развития.

 

Общественные отношения существуют и развиваются на основе многообразной и многозначной информации. Наличные инфраструктуры, осущест­вляя производство и распространение совокупной информации, придают определенный запас прочности системе взаимоотно­шений в обществе. Это обусловливает социальную потребность в специализированной деятельности по управлению информа­ционными каналами, потоками для обеспечения адекватного воздействия на общественные сознание, настроения и мнения в сфере межличностных и межгрупповых отношений.

Информация - это сообщения, сведения о многообразной действительности, которые циркулируют в общественных от­ношениях и активно используются для организации, управле­ния и осуществления социальных взаимодействий. Она являет­ся содержательной стороной процесса коммуникации, опреде­ляющей его эффективность: 1) какие сведения коммуникация содержит; 2) как быстро они движутся от одного управленчес­кого уровня к другому; 3) каковы потери управленческой ин­формации на этом пути; 4) насколько она сохраняет свою адек­ватность, пройдя коммуникационные каналы.

Информацион­ное обеспечение есть отражение коммуникаций организации:

1) входная информация - получение точной информации о реальном положении собственных дел, своевременных и на­дежных сведений о «рынке потребителя», конкурентах, парт­нерах и т. п. (банк данных, «досье»);

2) выходная информация - регулятивно-регулирующая правдивое информирование общественности в рамках соци­альной ответственности организации, государственного конт­роля за ее жизнедеятельностью.

Информация выражается в различных видах:

- специализированная – учебная, научная, техническая и иная информация, связанная с профессиональной деятель­ностью;

- общезначимая – общедоступные сведения, касающиеся всех и которыми владеют массы.

Массовая информация – это сообщения и сведения о соци­альной действительности, которыми оперируют массы, что позволяет ей выполнять роль информирования и интегрирования в различных социальных общностях, группах и организациях. Массовая информация создает вертикальные и горизонтальные информационные потоки, глобальные и локальные уровни их циркуляции, которые создают информационное поле.

Информационное поле – это вся совокупность существующей в обществе информации, необходимой для эффективного рыноч­ного взаимодействия субъектов социальных действий и социальных институтов. В каждом субъекте РФ имеется информационное поле, участниками которого являются коммерческие структуры, общественно-политические организации, СМИ, государственные и муниципальные учреждения, социальные общности и группы, действующие на данной территории. Каждый из участников имеет собственное информационное пространство.

Информационное пространство – это доля (сфера) функционирования социально значимой информации организации в информационном поле, которое осуществляется с помощью собственной (корпоративной) инфраструктуры и действующими на данной территории СМИ.

Основными компонентами информационного пространства являются информационные ресурсы и информационная инф­раструктура.

Информационные ресурсы – это целостная совокупность отдельных документов и массивов документации в информа­ционных системах:

- совокупность данных, организованных для эффективно­го получения достоверной информации;

- отдельные документы и массивы документов в информа­ционных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках дан­ных, других видах информационных систем.

Информационная инфраструктура (инфоструктура) – это система организационных структур, обеспечивающих функцио­нирование и развитие информационного пространства организации и средств информационного взаимодействия. Информацион­ная инфраструктура включает совокупность информационных центров, банков данных и знаний, систем связи и обеспечивает доступ потребителей к информационным ресурсам.

Наличие информации, информационной инфраструктуры (ин­формационные ресурсы, продукты, каналы и технологии) поз­воляет осуществлять информационное обеспечение. В свою очередь, информацион­ное обеспечение требует определенных усилий по организации производства, хранения, распространения информационных продуктов и защиты конфиденци­альной информации. Отсюда вытекает необходимость проведения собственной инфор­мационной политики организации.

Информационная политика – это организация и управ­ление внутренними и внешними потоками информации с це­лью адекватного информационного обмена между социальны­ми организациями и их общественностью. Для ее эффектив­ного осуществления необходимы соответствующие условия:

- наличие карты информационного поля, раскрывающей диверсифицирование (разнообразие) информационных пото­ков и дифференциацию (сегментирование) целевых (контакт­ных) аудиторий;

- создание информационной инфраструктуры, способ­ной обеспечивать в рамках информационного пространства интеграцию информационных потоков с управленческими реше­ниями и позициями;

- создание системы взаимодействия со СМИ как инстру­ментом связей с общественностью и формирования публичной известности;

- постоянное проведение мониторинга по вопросам реа­лизации информационной политики, проводимой внутри и вов­не организации.

Реализация информационной политики в демократическом, гражданском обществе предусматривает ее открытый и гласный характер. В этой связи имеет место инсайдерская информация.

Инсайдерская информация – это существенная информа­ция о деятельности организации, ее капитале, сделках с цен­ными бумагами и т. д., которая не является общедоступной и ее раскрытие может оказать существенное влияние на жизнеде­ятельность организации. К ней относится:

- информация, составляющая коммерческую, государс­твенную тайну в соответствии с законодательством РФ;

- информация, доступ к которой ограничивается в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации (конфи­денциальная информация),

- неконфиденциальная информация, в отношении которой не были предприняты действия по раскрытию в порядке, уста­новленном законодательством,

- информация, подлежащая раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На сегодняшний день используются понятия «информация, составляющая служебную или коммерческую тайну», «конфиден­циальная информация», «служебная информация». Так, под ин­формацией, составляющей служебную или коммерческую тайну, понимается информация, имеющая действительную или потен­циальную коммерческую (служебную) ценность в силу неизвест­ности ее третьим лицам. К ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» говорит о документарной информации с ограниченным доступом, которая подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную (то есть документированную) инфор­мацию, доступ к которой ограничивается в соответствии с законо­дательством Российской Федерации. Служебной информацией признается любая, не являющаяся общедоступной, информация, которая ставит лиц, обладающих ею в силу своего служебного по­ложения, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами властных отношений. Незаконное использование та­кой информации способно нанести существенный ущерб и повлечь за собой значительные негативные последствия для финансового, конкурентоспособного состояния организации и ее деловой репута­ции. Поэтому требуется соответствующая ее защита для обеспече­ния информационной безопасности организации.

Необходим также контроль за соблюдением сотрудниками, административными органами норм действующего законодатель­ства и специальных требований, предусмотренных внутренними документами организации, для недопущения конфликта интере­сов и ограничения злоупотреблений при использовании инсай­дерской информации между сотрудниками, подразделениями и т. п. Поэтому в договор с должностными лицами и сотрудниками рекомендуется включить условия о неразглашении инсайдерской информации. Кроме того, необходимо иметь документ о перечне данной информации, которая определяется на основе соблюдения разумного баланса между открытостью организации и стремлением к информационной безопасности, чтобы не нанести ущерб ее интересам. Данный документ может стать составной частью положения об информационной политике организации.

Вместе с тем потребность публичности деятельности организации обусловливает необходимость сужения сферы инсайдерской информации